МААМ-картинки

Инновации в системе образования

Надежда Иванова
Инновации в системе образования
▼ Скачать + Заказать документы

Статья: «Инновация в системе образования»

В настоящий период времени человечество вступило в новый информационный век. Это означает, что, по мнению отечественных и зарубежных исследователей (Ж. Делор, Н. Д. Никандров, А. И. Субетто и др., формируется общество, главными приоритетами которого становятся информация, знания, образование.

В настоящее время не существует четкого разграничения понятий "новшество", "нововведение", "инновация". Большинство авторов солидарны в определении их как идей, средств, являющихся новыми в конкретной ситуации и обеспечивающих эффективное достижение целей.

Публикация «Инновации в системе образования» размещена в разделах

Слово «инновация» происходит от латинского слова innovatio, что в переводе на русский язык означает обновление, изменение, нововведение. Понятие «инновация» имеет два аспекта: с одной стороны, оно рассматривается как новшество, с другой – как введение этого новшества, например, в педагогический процесс.

Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей

Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.

Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится

обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность.

Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Инновационная деятельность педагога зависит:

от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:

• личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);

• специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).

существующих в конкретном образовательном учреждении условий :

финансовая заинтересованность: доплаты, премии;

• благоприятный морально-психологический микроклимат и творческая атмосфера;

• помощь в получении информации об инновационных технологиях;

• содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами

• правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров.

Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:

- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов,

- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

Источником инновационных идей педагога может служить:

- неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);

- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);

- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

- изменениями в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.

Содержание инновационной деятельности педагога

1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе.

2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.

3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.

4. Проведение мастер – классов на муниципальном уровне

5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.

Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:

- МО по определенной теме или направлению деятельности;

- проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.

Как же может педагог позиционировать себя, заявить на реализацию инновационной деятельности.

Порядок организации и проведения инновационной деятельности педагога предполагает:

- выбор темы инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- заполнение информационной карты инновационной деятельности (приложение);

-стартовая экспертная оценка инновации, заявленной педагогом

-разработка проекта (программы, плана) инновационной деятельности : цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длительность, предполагаемый результат. Педагог, изъявивший желание работать по собственной авторской программе, предоставляет в МС документ о внешней экспертизе программы;

- осуществление инновационной деятельности (реализация инновационного проекта (программы);

- отчет о реализации инновации. Предусматриваются разнообразные формы ознакомления с ходом, способами и результатами инновационной деятельности :

"Творческие отчеты"позволяют оценить общую результативность инновационной деятельности, увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей.

"Открытые мероприятия" позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога.

"Методические выставки" позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.

"Тематические консультации" позволяют другим заинтересованным педагогам образовательных учреждений получать дополнительную информацию по различным инновациям.

"Проблемные семинары" представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой теоретической подготовке.

"Свободное посещение занятий" педагога, реализующего инновацию;

- внедрение инновации (распространение созданного инновационным путем опыта, новой практики).

Материалы по инновационной деятельности хранятся в методической службе: заявка, программы, продукты диагностик, результаты контроля, анализ, отчеты.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ: актуальность применения

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

• Концептуальность

Системность

• Управляемость

• Эффективность

• Воспроизводимость

Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС способствуют решению ряда образовательных задач, поэтому они должны предусматриваться методической работой. Педагогические решения нового поколения позволяют педагогам творчески организовывать совместную деятельность с детьми, рационализировать содержание занятий, привить интерес воспитанников к проблемным этапам реализации программного содержания, создать условия для развития личностных новообразований, осуществления межличностного и группового общения дошкольников. Внедрение новых педагогических приемов позволяет не только повысить качество предоставляемых образовательных услуг в детском саду, но и удовлетворить возрастающие потребности родителей, создать правильную репутацию дошкольной образовательной организации, позволяющую детскому саду успешно конкурировать с другими учреждениями. Инновационные принципы работы в детском саду могут затрагивать воспитательно-образовательный комплекс, а также другие сферы деятельности организации дошкольного образования. Внедрение новых решений в управленческую деятельность, методическую практику, построение более тесного взаимодействия воспитателей с родителями способствует обеспечению слаженной и гармоничной работы всех структур детского сада. И все же в первую очередь современные образовательные решения должны реализоваться на этапе работы с детьми.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

• здоровьесберегающие технологии;

• технологии проектной деятельности

• технология исследовательской деятельности

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

• технология портфолио дошкольника и воспитателя

• игровая технология

• технология «ТРИЗ» и др.

Эти модели ведения педагогической практики позволяют в полной мере реализовать задачи, предусмотренные программами дошкольного образования и требованиями ФГОС, а также создать условия для развития у воспитанников инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах групповой и индивидуальной деятельности.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования «Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования» Аннотация. Челно-Вершинский район является многонациональным.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Обучение и воспитание одаренных детей в системе адаптивного образования: научные основания и практическая актуальность Общие положения ФГОС, обеспечивающие возможность индивидуализации обучения и воспитания одаренных детей в системе начального общего образования.

Игровые технологии. Применение игровых технологий в системе непрерывного образования Игровые технологии». 2 слайд. В нашем современном мире человек образовывается всю свою жизнь. Ему приходится учиться на протяжение всей.

Игра в системе дошкольного образования ИГРА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Шелудько Марина Васильевна МБДОУ «Березка» с. Русская Халань Игра - это жизнь, особенно если мы.

Театральная деятельность младших дошкольников в системе непрерывного экологического образования Детство начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное.

Эссе «Психологическое пространство в системе современного образования» Только один раз даётся детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро. Императрица Александра.

Зарождение психологической службы в системе образования Зарождение психологической службы образования обусловлено взаимодействием науки и практики. Психологическая служба соединила в себе как.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновации в системе образования
Опубликовано: 25 октября 2017 в 15:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновации в системе образования» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД