Надежда Иванова
Инновации в системе образования
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Инновация в системе образования»
В настоящий период времени человечество вступило в новый информационный век. Это означает, что, по мнению отечественных и зарубежных исследователей (Ж. Делор, Н. Д. Никандров, А. И. Субетто и др., формируется общество, главными приоритетами которого становятся информация, знания, образование.
В настоящее время не существует четкого разграничения понятий "новшество", "нововведение", "инновация". Большинство авторов солидарны в определении их как идей, средств, являющихся новыми в конкретной ситуации и обеспечивающих эффективное достижение целей.
Публикация «Инновации в системе образования» размещена в разделах
Слово «инновация» происходит от латинского слова innovatio, что в переводе на русский язык означает обновление, изменение, нововведение. Понятие «инновация» имеет два аспекта: с одной стороны, оно рассматривается как новшество, с другой – как введение этого новшества, например, в педагогический процесс.
Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей
Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.
Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится
обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность.
Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Инновационная деятельность педагога зависит:
от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:
• личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
• специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).
существующих в конкретном образовательном учреждении условий :
• финансовая заинтересованность: доплаты, премии;
• благоприятный морально-психологический микроклимат и творческая атмосфера;
• помощь в получении информации об инновационных технологиях;
• содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами
• правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров.
Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:
- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов,
- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
Источником инновационных идей педагога может служить:
- неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);
- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);
- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
- изменениями в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.
Содержание инновационной деятельности педагога
1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе.
2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.
3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.
4. Проведение мастер – классов на муниципальном уровне
5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.
Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:
- МО по определенной теме или направлению деятельности;
- проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.
Как же может педагог позиционировать себя, заявить на реализацию инновационной деятельности.
Порядок организации и проведения инновационной деятельности педагога предполагает:
- выбор темы инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- заполнение информационной карты инновационной деятельности (приложение);
-стартовая экспертная оценка инновации, заявленной педагогом
-разработка проекта (программы, плана) инновационной деятельности : цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длительность, предполагаемый результат. Педагог, изъявивший желание работать по собственной авторской программе, предоставляет в МС документ о внешней экспертизе программы;
- осуществление инновационной деятельности (реализация инновационного проекта (программы);
- отчет о реализации инновации. Предусматриваются разнообразные формы ознакомления с ходом, способами и результатами инновационной деятельности :
"Творческие отчеты"позволяют оценить общую результативность инновационной деятельности, увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей.
"Открытые мероприятия" позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога.
"Методические выставки" позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.
"Тематические консультации" позволяют другим заинтересованным педагогам образовательных учреждений получать дополнительную информацию по различным инновациям.
"Проблемные семинары" представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой теоретической подготовке.
"Свободное посещение занятий" педагога, реализующего инновацию;
- внедрение инновации (распространение созданного инновационным путем опыта, новой практики).
Материалы по инновационной деятельности хранятся в методической службе: заявка, программы, продукты диагностик, результаты контроля, анализ, отчеты.
Инновационные педагогические технологии в ДОУ: актуальность применения
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
• Концептуальность
• Системность
• Управляемость
• Эффективность
• Воспроизводимость
Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС способствуют решению ряда образовательных задач, поэтому они должны предусматриваться методической работой. Педагогические решения нового поколения позволяют педагогам творчески организовывать совместную деятельность с детьми, рационализировать содержание занятий, привить интерес воспитанников к проблемным этапам реализации программного содержания, создать условия для развития личностных новообразований, осуществления межличностного и группового общения дошкольников. Внедрение новых педагогических приемов позволяет не только повысить качество предоставляемых образовательных услуг в детском саду, но и удовлетворить возрастающие потребности родителей, создать правильную репутацию дошкольной образовательной организации, позволяющую детскому саду успешно конкурировать с другими учреждениями. Инновационные принципы работы в детском саду могут затрагивать воспитательно-образовательный комплекс, а также другие сферы деятельности организации дошкольного образования. Внедрение новых решений в управленческую деятельность, методическую практику, построение более тесного взаимодействия воспитателей с родителями способствует обеспечению слаженной и гармоничной работы всех структур детского сада. И все же в первую очередь современные образовательные решения должны реализоваться на этапе работы с детьми.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• игровая технология
• технология «ТРИЗ» и др.
Эти модели ведения педагогической практики позволяют в полной мере реализовать задачи, предусмотренные программами дошкольного образования и требованиями ФГОС, а также создать условия для развития у воспитанников инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах групповой и индивидуальной деятельности.