Татьяна Димова
Подвижные игры в системе коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Полезная информация для родителей:
в системе коррекционной работы».
Составила:
Учитель - дефектолог
Димова Т. И.
Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья.
К этой категории относятся дети с задержкой психического развития, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникших вследствие органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Следствием заболевания являются:
Публикация «Подвижные игры в системе коррекционной работы» размещена в разделах
• нарушение ощущений, восприятий, представлений, а также памяти, мышления, внимания и т. п. ;
• общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения;
• низкий уровень элементарных знаний и представлений об окружающем мире, узкий кругозор;
• отставание физического развития — диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие и т. п. ;
• сопутствующие заболевания — аномалии слуха, зрения и т. п. ; низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям;
• нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся излишней напряженностью, скованностью, угловатостью;
• нарушения в развитии физических качеств — силы, быстроты, выносливости. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т. п. ;
* быстрая утомляемость из-за несовершенства нерв
ной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственно отсталые дети способны к обучению и развитию.
Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.
«Что пропало»
Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Оптимальное количество игроков — 5—10 человек.
Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).
Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4—5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.
Варианты
1. Увеличить количество предметов.
2. Уменьшить время запоминания предметов.
3. Убрать два предмета.
Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.
«Повтори, не ошибись»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.
Варианты
1. Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д.
2. Ведущий одновременно с показом движения называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают.
3. Ведущий проговаривает движение (руки вверх, а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимания на его сбивающие команды.
4. На каждое движение ведущий называет слово (например, ручка, самолет, мяч, воробей и т. д.). Дети должны выполнять только те движения, которые сопровождаются названиями летающего предмета (воробей, самолет).
Методические указания. Во время игры ведущему необходимо следить за тем, чтобы все дети видели его одинаково хорошо.
«Узнай друга»
Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков — 8—12 человек.
Инвентарь: повязки на глаза.
Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук — ощупывая волосы, одежду- Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.
Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.
«Зоопарк»
Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.
Количество игроков — 8—15 человек.
Инвентарь: обруч или мел.
Инструкция. Дети выбирают себе роль какого-либо животного. Для самых младших детей роли назначает воспитатель. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч или круг, нарисованный на полу (земле). В клетке может быть и несколько зверей — обезьяны, зайцы, гуси и т. д.
Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?». Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так — от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.
Вариант: по дороге домой дети поют песенку:
«Вот поезд наш едет, гудит паровоз. Далеко, далеко ребят он повез.
Уу-уу-уу-уу-уу.»
Но вот остановка (дети останавливаются, произнося «ш-ш-ш», опускают руки и спокойно ходят (бегают) во время остановки поезда, собирают цветы на поляне (наклоняются, приседают). По сигналу все бегут, чтобы не опоздать на поезд, и становятся в колонну, вновь изображая вагоны: ходят, высоко поднимая колени, и поют куплет.
Методические указания. Эту игру можно повторить 2—3 раза
«Лохматый пес»
Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).
Количество игроков — 8—12 человек.
Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:
Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, Что же будет?
Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».
Методические указания. Эта игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.
«Дотронься до.»
Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до. синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.
Варианты
1. Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например: «Дотронься до. круглого», «Дотронься до. маленького!»
2. Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т. п. Например: «Дотронься до. красного квадратного!»
3. Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.
Методические указания. Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, то есть предметы должны находиться в поле зрения играющих.
Подвижные игры для детей с нарушениями речи
Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны. К тяжелым нарушениям речи относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию, выраженные формы заикания.
При таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, умственная отсталость, задержка психического развития, нарушения слуха, нарушения речи встречаются в виде вторичных и имеют менее выраженный характер. В любом случае нарушение касается компонентов языковой системы : фонетики, лексики, грамматики. Такие дети неверно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звуки (б-и, в-ф, м-мь, ;-дь, искажают слоговую структуру слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию (кот-кит-ток, бык-ак-бок). Наиболее характерные лексические трудности касаются называния частей предметов и объектов (кабина, сиденье, фундамент, подъезд); глаголов, выражающих оттенки действия (лакает, лижет, грызет, откусывает — все выражается словом «ест»); приставочных глаголов (подмыл, переплыл, всплыл); антонимов (гладкий — шершавый, глубокий — мелкий); относительных прилагательных шерстяной, глиняный, песчаный). Поэтому у таких детей узкий словарный запас.
Еще в 1930-е годы Л. С. Выгодский указывал на огромную роль устной речи в развитии и воспитании аномальных детей, поскольку речь является средством накопления социального опыта и участия в социальной жизни. Часто дефекты речи тяжело сказываются на общем развитии ребенка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняют познание окружающего мира, отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательных движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух (т. е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова, четкость артикуляции (или звукопроизношения, зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.
Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:
• развивать моторику мелких мышц кисти;
• развивать координационные способности;
• совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;
• формировать осанку и предупреждать ее нарушение;
• развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
• формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;
• формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
• формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти
Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук и наоборот. Для усиления педагогического воздействия целесообразно сочетать движения пальцев рук с одновременным рассказыванием и показом.
«Замок»
Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения. Инструкция.
Текст Движения
На двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения
пальцев рук в «замок».
Кто открыть его бы мог? Повторение движений.
Потянули, Пальцы сцеплены в «замок»,
руки потянуть в одну, потом в другую сторону.
Покрутили, Движения кистями рук со сцеп-
ленными пальцами от себя — к себе.
Постучали Пальцы сцеплены, основаниями
ладоней постучать друг о друга.
И — открыли! Пальцы расцепить, ладони в стороны.
«Гонки»
Цель: развитие быстроты и координации движений пальцев рук, развитие воображения.
Количество игроков — 2—5 человек.
Инструкция. Поставить одну руку на край стола на кончики пальцев — это пятипалые зверьки «многоножки». По сигналу многоножки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами-ножками. Каждая ножка
должна успевать делать шажок; скользить по столу или прыгать НЕЛЬЗЯ. Побеждает многоножка, первой добежавшая до противоположного края стола.
Варианты:
o «Гонки двуногих» :
На край стола встают выпрямленные указательные и большие пальцы, остальные пальцы прижаты к ладони. По сигналу «двуногие» бегут к противоположному краю стола.
o «Гонки слонов»
Указательный и безымянный пальцы — передние ноги слона. Большой палец и мизинец — задние ноги. Вытянутый вперед средний палец — хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. Подпрыгивать и касаться хоботом земли слону строго ЗАПРЕЩЕНО. Когда слон научится ходить и бегать, можно устраивать гонки.
Усложнение игры : в гонках участвует только левая рука (для леворуких детей — только правая рука);
в гонках участвуют обе руки.
Методические указания. Игра малой интенсивности выполняется сидя за столом.
«Братья-ленивцы»
Цель: обучение детей независимым движениям пальцев рук.
Инструкция.
Текст Движения
Спят в избушке пятеро братьев. Ладонь лежит на столе.
Утром проснулся брат старший, Большой палец тянется вверх потянулся, а самому вставать лень, (остальные плотно лежат на столе). Большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на стол.
Брат-указка проснулся, потянулся Вверх тянется указательный па лец.
Стал будить брата-середку: Указательный постукивает по
— Вставай, середка, утро на дворе! среднему и ложится
А сам в кровать. на стол.
«В гости к пальчику большому»
Цель: обучение детей точным движениям пальцев рук, развитие координации движений пальцев, ритмичное выполнение движений в соответствии с ритмом стихотворения, повышение слухового внимания.
Инструкция.
Поднимается средний палец.
Стучит по безымянному и ложится на стол.
Безымянный палец с усилием тянется вверх.
Безымянный постукивает по мизинчику и ложится на стол.
Мизинец тянется вверх.
В такт словам мизинец барабанит по столу.
Мизинец ложится на стол.
Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь прижата к столу.
Движения
Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх. Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика).
Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно. Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы. Все пальцы сжать в кулаки, постучать кулачками друг о друга.
пальчики — друзья, Ритмичное сгибание и разгибание пальцев на обеих руках. -
Друг без друга им нельзя
«Прижми палец»
Цель: развитие силы и ловкости пальцев рук.
Инструкция. Правые руки играющих сцепляются сомкнутыми и согнутыми пальцами. Большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого игрока начинает «охотиться» за большим пальцем соперника, стараясь прижать его Сверху. За пойманный и прижатый палец соперника игрок получает одно очко. Победителем становится тот, кто первым наберет 10 очков.
Вариант: в соревновании сражаются левые руки игроков.
Методические указания. Игра малой подвижности, дети играют по двое.
«Письмо на ладони»
Цель: развитие тактильной чувствительности ладоней, внимания, пространственных представлений.
Играют пять и более детей.
Инструкция. Игроки встают друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Ведущий чертит пальцем на ладони последнего игрока какой-нибудь знак (это может быть геометрическая фигура, буква или цифра). Игрок повторяет начерченный знак на ладони предпоследнего игрока, тот — на ладони предыдущего, пока знак не дойдет до первого. Первый молча рисует знак мелом на доске (карандашом на бумаге, палочкой на песке и т. п.).
Игры, направленные на развитие
координационных способностей, формирование
зрительно-двигательной координации
Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, скороговорок, потешек, способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.
Выполнение любого физического упражнения предполагает зрительный контроль за правильностью выполняемого действия и последующую коррекцию движения в случае ошибки. Этот вид координационных способностей принято называть зрительно-двигательной координацией.
«Мы на карусели сели»
Цель: развитие координации движений, общей и тонкой моторики, выразительности имитационных движений, воображения. При разучивании текста стихотворения:развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развитие навыка связной устной речи.
Играют четное количество детей (2—10).
Инструкция.
Текст Движения
Мы на карусели сели, Взявшись за руки, кружиться.
Завертелись карусели. То же.
Пересели на качели.
Вверх летели, Взявшись за руки. Один игрок
стоит, другой приседает,
Вниз летели. И теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко, И поскачем на лужайке, Будто зайки, будто зайки.
Изображать, как гребут веслами. То же, немного быстрее. Полуприсед, руки назад. Прыжок вперед на двух ногах. Руки согнуть перед грудью (это лапки, прыжки на двух ногах.
Игра средней подвижности,
Методические указания. Дети играют в парах.
«Воздушный шарик»
Цель: развитие у детей координации движений, выразительности имитационных жестов, воображения, слухового внимания.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция.
Текст
Шарик, шарик мой воздушный, Непоседа непослушный! Шарик круглый, шарик гладкий, Шарик тонкий, шарик мягкий. Я на шарик нажимаю, Из-под рук он вылетает
Вверх. Но я его поймал, Нитку к пальцу привязал. Вправо — шарик, влево — шарик, Мой светящийся фонарик! Дай тебя я обниму И к щеке своей прижму. Ты меня не покидай, Будь со мной, не улетай!
Движения
Подбрасывать воображаемый шарик то левой, то правой рукой.
Описать руками круг, потрогать
шарик, погладить, нажать на него.
Поднять руки вверх, «поймать» шарик, «намотать нитку».
Руки (параллельно) вправо и влево.
То же.
Обнять шарик.
Прижать к щеке.
Методические указания. Необходимо следить, чтобы дети в процессе игры не задевали друг друга руками.
«Голуби»
Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.
Количество игроков — 2—10 человек.
Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т. д.).
Инструкция. Дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше.
Вариант: дети соревнуются со взрослыми.
«Чья лошадка быстрее»
Цель: развитие координации и быстроты движений крупных и мелких мышечных групп, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение зрения слуха, их координация с движениями туловища и конечностей.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки (или любые другие игрушки).
Инструкция. Дети сидят на стульях, держа в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки. Дети находятся на одинаковом расстоянии от игрушек — 15—20 шагов. Выигрывает тот, кто, наматывая шнурок на палочку, заставит быстрее «прискакать» к себе лошадку.
Вариант: наматывая шнурок на палочку, чтобы лошадка прискакала» быстрее, ребенок подбадривает ее щелчками языка.
«Сидячий футбол»
Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.
Играют две команды по 4—6 человек в каждой.
Инвентарь: мяч для футбола, кегли.
Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5—3 метров.
Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.
Варианты
1. Ловить отбрасываемый мяч ногами.
2. Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
3. Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.
Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.
Используемая литература:
Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/ Под ред. Л. В. Шапковой. - СПб, «ДЕТСВО».