ирина прокопович
«Путешествие по Кондинской земле». Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: обогащать и расширять знания детей о Кондинском крае.
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с природными богатствами и достопримечательностями Кондинского района, коренных жителей Югры – ханты-манси.
Развивающие :
• Продолжать развивать речь, мышление детей, способность аргументировать свои высказывания.
Темочки:
• Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край.
• Закрепить умение играть в совместных играх, вести короткие диалоги в ситуациях творческого общения.
• Учить читать стихотворение выразительно, с интонацией. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, любовь к большой Родине – России.
• Прививать уважение, толерантное отношение к людям других народностей.
• Формировать певческие навыки, петь слаженно, напевно в хоре, четко произносить слова песен.
• Импровизировать танцевальные движения в соответствии с приобретенными навыками.
• Побуждать детей выразительно передавать игровые образы.
3. Воспитательные:
• Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, любовь к большой Родине – России.
• Прививать уважение, толерантное отношение к людям других национальностей.
Дети под музыку заходят в зал с осенними листочками, выстраиваются у центральной стены.
Ведущий: Россия, Родина. Это край, где мы родились, где живем. Это наш дом, это все, что нас окружает.
1 ребенок: Россия, Какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то!
2 ребенок: Россия,
Как из песни слово
Березок юная листва
Кругом леса, поля и реки
Раздолье, русская душа!
Дети поют песню «Россия!»
Танец-упражнение с веточками.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы так хорошо рассказали и спели о нашей Родине – России, вы посвятили ей свой танец. Но у каждого человека есть своя малая родина, и она является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое. Это и место жительство, работу, профессию, семью, любой край, область, даже небольшая деревня неповторимая. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.
- Ребята, а где мы с вами живем? (ХМАО)
Ведущий: Правильно, ребята, а почему называется Ханты-Мансийский автономный округ?
Дети: Потому-что населяли эту землю ханты и манси.
Ведущий: Историческое название края – Югра. Юграми называли хантов, манси – коренных народов этого сурового края.
Ребенок: Югорский край – моя земля,
Родимые просторы.
У нас и реки, и поля,
Есть нефть, леса и горы.
Ведущий: Ребята, а в каком районе мы живем?
Дети: В Кондинском районе.
Ведущий: Правильно, мы с вами живем в Кондинском районе, старейшем районе Югры. И нашему району в этом году исполняется 90 лет. Он славен своей историей, достопримечательностями, людьми. Почему же так назвали – КОНДИНСКИЙ РАЙОН?
Дети: По реке Конда.
Конда – означает песчаный, возвышенный берег.
И правда у нас такие берега – высокие, песчаные.
Ведущий: А теперь посмотрите на герб Кондинского района : зелено-синий цвет – принадлежность к ХМАО, желтый кедр – символ плодородия, долголетия, богатства, а вот беленькая узенькая полосочка внизу, означает, что у нас еще много неосвоенных земель. Вот, ребята, мы с вами разобрались с названием, гербом Кондинского района.
1 ребенок: Кондинский край – край сосен великанов,
Так сладок плен морошковых болот,
И вечный зов седых твоих урманов.
И звезд осенних призрачный полет.
И в прошлом ты – край сказок и шаманов.
Вот также слушал крики журавлей.
Край чистых рос, край утренних туманов,
Кондинский край – ты всех земель милей.
2 ребенок: Люблю тебя я
Наш Кондинский край
Ты дорог мне с болотами, лесами
Щедротами своими и делами.
И славь Россию - наш Кондинский край.
3 ребенок: Любимый край, родимая земля.
Живу я здесь не долго, но я люблю тебя.
Нисколько не жалею, что здесь родился я,
Любимый край мой – Кондинская земля.
Исполняется песня «Над Кондой»
Ведущий: Дети смотрите, что это? Какой большой конверт (читает адрес)
Ведущий: Ребята, а расскажите теперь о природе нашего Кондинского района.
Обворожительная, чарующая красота тайги,
Пленительный край озер и рек.
Кондовый лес – плотный, здоровый, не трухлявый.
Это боровая сосна, она самая крепкая,
мелкослойная, смолистая, растущая на сухом месте.
Все: Это Кондинский район
Ведущий: Основные богатства нашего края – леса. А какие деревья растут в наших лесах? (дети перечисляют, картинки выставляются на карте)
Ведущий: Колючий шиповник, наполняющий воздух еле уловимым ароматом.
Миниатюрные бутоны брусники и черники.
Все: Это Кондинский район
Ведущий:
Это животные – дикий северный олень, лось, соболь, горностай, ласка, заяц-беляк, белка, бурундук, лисица, рысь, норка, волк, бурый медведь, речной бобр.
Это птицы – серый журавль, лебедь, серый гусь,
Все: Это все Кондинский район
Ведущий: Правильно, ребята, Кондинский край – это богатейшие охотничьи угодья, лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия, рыбная и пушная база ХМАО.
Ведущий: в Кондинском районе очень много поселений, а вы хотите отправиться в увлекательное путешествие по поселкам? На каком транспорте мы с вами поедем? (автобусе)
Наша первая станция Шаим – превооткрыватель сибирской нефти. (качалка, нефтяная вышка)
Дальше мы проезжаем поселки Чантырья, Назарово там было развито деревообрабатывающее производство. (дерево, пила)
Следующая станция - Ушья.
Уосье – его первое название. Жители ханты, манси занимались рыбалкой, охотой, собирали грибы и ягоды. Здесь живут и работают замечательные люди, которые осваивали Кондинскую землю – буровики, газовики и, конечно, работники сельского хозяйства.
А что же есть в нашем поселке? (Новый клуб, большая школа и детский сад)
1 ребенок: В кондинском крае я живу.
Родной Ушьей я дорожу.
Маленькая Родина – все равно большая.
Ведь она единственная и сердцу дорогая
2 ребенок: Говорят: «Было болото,
Грязь и много комаров».
Но не хочется чего – то
Верить мне в такую ложь.
Сейчас уютно и красиво
Школа – просто красота.
Столько лет живу в поселке
И не хочу я никуда.
3ребенок: Я пойду на широкую речку,
Я пойду на поля и луга.
Отведу тебе в сердце местечко
Деревенька родная – Ушья!
Поехали дальше? Проезжаем п. Мулымья. Его еще называют заколдованной землей.
Физминутка
Подъезжаем к п. Половинка. Он находится на р. Учинья. Мы с вами были в этом поселке. Вам понравилось? Что мы там видели? (Музей под открытым небом)
Что еще есть недалеко от поселка? (Древнее городище «Высокая гора», «Марьина гора»).
Чем занимались люди? (Рыболовством).
А сейчас мы отдохнем и игру проведем (Загадки) :
Под корягою лежит,
В летний жаркий полдень спит.
Любитель родников, глубин
Изворотливый (налим).
Золотая чешуя, красны плавнички.
Бабочек, кузнечиков кушает с тоски.
Разоделся словно князь.
Хороша ты, рыба, (язь)
Краснопер, полосат, гроза любой реки.
В страхе разбегаются от него мальки.
Ох, не любит котелок
Этот шустрый (окунек)
Любит в тине он копаться
И личинками питаться.
Чмокать в ряске по ночам
И клевать по вечерам,
Нипочем рыбешке грязь,
А зовут его (карась).
Под водою, как ракета
Промелькнула злюка эта.
Пасть разинув, мчит без звука
За рыбешкой мелкой (щука)
Ведущий: Вот сколько рыбы мы наловили. Наше путешествие продолжается дальше. Мы с вами подъезжаем к п. Лиственичный там разводили чернобурых лисиц
Следующая станция ШУГУР. Там выращивали норку, чернобурую лисицу, выделывали шкуры и отправляли на фабрики, где шили шубы и шапки.
Танец со шкурами.
Следующая станция п. Междуреченский- наш районный центр.
Игра «Важенка и оленята»
Следующая станции – Юмас, Кондинское - богаты рыбой.
Сейчас мы с вами тоже будем ловить рыбу. Игра «Караси и щука».
Рыбки в реченьке живут.
Плавают и там, и тут.
Ты, рыбак, не зевай
Рыбку ты скорей поймай.
И конечная станция – п. п. Мортка и Куминский. Там развита деревообрабатывающая промышленность.
Песня-игра «Сами строим дом»
Давайте посмотрим на нашу карту.
Она словно ожила. Раскрыли мы тайны и богатства.
Посмотрите, какая красота.
В речке рыбки плавают, ныряют.
А в лесу медведь, олень и волк гуляет.
И заяц с белкой и лисой.
Кедр, ель, вековая сосна.
Ведущий: Есть на планете уголок,
Что нам дороже, чем иные,
Где между лентами дорог
Лежат озера голубые,
Где сосны встали, как в строю,
Волну кондинскую сторожат.
Кто побывает в том краю,
Забыть его уже не сможет.
Народ с открытою душой
Давно трудом его прославил.
Не только строгою красой,
Но и богатством край тот славен
Мечтатель, труженик, поэт
Он наше сердце согревает,
Я уверяю вас, что нет
Нигде чудесней в мире края.
Дети «И края в мире нет дороже, где довелось родиться нам».
Сюрпризный момент- танец девочки Айпух, подарки.