Марина Черноусова
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по карте»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная.
Виды деятельности: игровая, конструктивная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Методы воспитания: беседа, художественное слово, создание ситуации успеха, поощрение и порицание, игровая ситуация.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, мультимедийные, информационные, методы контроля и самоконтроля, частично поисковый, объяснительно – иллюстративный, создание проблемной ситуации.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие по карте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Средства воспитания и обучения: наглядные (карта города, метки «Природные памятники», игра-бродилка «Достопримечательности г. Каменска-Уральского»); музыкальные (аудиозапись «Шум реки»); мультимедийные (флипчарт «Путешествие по карте», представлен в электронном виде).
Цель: развитие познавательных интересов, решение интеллектуальных задач, адекватных возрасту, через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Развивающие: актуализировать знания о природе родного города; развивать инициативность и самостоятельность в общении с взрослыми и сверстниками; развивать творческую активность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, объектам живой и неживой природы; укреплять интерес к совместной деятельности со взрослыми, сверстниками.
Обучающие: формировать владение связной речью в ходе составления описательного рассказа, построения аргументированного высказывания; формировать умение самостоятельно находить способы решения проблемы, переносить приобретенные знания в новые условия.
Планируемый результат: проявляют интерес к экологической безопасности, охране живой и неживой природы; самостоятельны в построении высказываний, аргументаций; способны устанавливать простейшие связи между предметами; обобщают, проявляют устойчивый интерес к игровой ситуации; проявляют любознательность, инициативность в общении со сверстниками, взрослыми.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный 17.10.2013г. за №1155;
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — с. (в соответствии с ФГОС ДО);
3. Образовательная программа «МЫ ЖИВЕМ НА УРАЛЕ», разработчики: Толстикова О. В., доцент кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО «ИРО», Савельева О. В., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО «ИРО»;
4. Подвижные игры народов Урала для детей дошкольного возраста / Сост. Крыжановская Л. А. Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». – 2011г. – 36 с. Научное редактирование: Толстикова О. В., доцент кафедры.
Интернет-ресурсы:
http://k-ur.ru/putevoditel-po-kamensku-uralskomu/pamyatniki-prirody/
Предварительная работа с детьми и родителями: интегрированная прогулка «Мой город. Природные памятники -нашего города», рассматривание альбомов и книг о городе, фотовыставка «Каменк-Уральский -_мой город», знакомство с подвижными играми Урала, д/и «Собери герб, флаг города», знакомство с печатными изданиями города: «Каменский рабочий» и «Каменская газета», изготовление лэпбука «Мой город».
Выбор пункта назначения.
Задача: вовлечь детей в совместную деятельность, создать комфортную психологическую среду.
СЛАЙД 1
Дети слышат звук, который оповещает о том, что пришло электронное письмо.
Ребята, что это за звук? Давайте посмотрим. Ребята, да это голосовое письмо, что делать? (Ответы детей: «Его нужно прослушать»)
СЛАЙД 2
Содержание голосового письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Андрей. Я живу в Москве. Вы знаете, что это за город? (ответы детей). У меня есть мечта: побывать в Каменске-Уральском и познакомиться с памятниками природы вашего города. Может, поможете мне?»
Ну что, ребята, поможем Андрею? А что Андрей хотел бы посмотреть в нашем городе?
Кто знает, что такое памятник природы?
Какие памятники природы есть в окрестностях нашего города?
Вы готовы показать и рассказать Андрею о памятниках природы нашего города?
Как вы думаете, что нам нужно, чтобы отправиться в путешествие? (карта)
Как добраться до того или иного места? Для чего нужна карта? А где можно её взять?
Какого цвета на карте больше? Что обозначают эти цвета? А что это за голубые линии?
Ребята, карта у нас есть, теперь мы можем отправляться в увлекательное путешествие по природным памятникам нашего города. А как наш город называется? (ответы детей)
Что может встретиться нам в пути, а что может случиться?
А что нам нужно взять с собой в дорогу?
Давайте соберем наш виртуальный рюкзачок. Помните, что в поход нужно брать только самое необходимое.
СЛАЙД 4
(на экране предложены предметы, из которых нужно выбрать только необходимые для путешествия предметы: спальный мешок, планшет, компас, ножик, фонарик, котелок, тушенка, фляжка, медикаменты, спички, палатка, кошка).
Ну что, рюкзачок собран, пора отправляться, готовы?
Слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения, аргументируют.
(Дети ищут карту города в патриотическом уголке, рассматривают карту и отвечают на вопросы, собирают на интерактивной доске виртуальный рюкзачок и объясняют свой выбор).
Выбор транспортного средства. Задача: выбрать средство для передвижения во время путешествия.
Чего же нам еще не хватает?
Где в основном расположены памятники природы? (вдоль рек Каменка и Исеть)
На чем можно путешествовать, чтобы можно было увидеть природные памятники? Где же нам его взять? А кто нам еще нужен для того, чтобы управлять нашим транспортом? (предложить капитану надеть специальную форму).
Начало нашего маршрута будет от причала (на слайде фото причала). Чтобы нам не заблудиться, давайте возьмем с собой карту и будем на ней отмечать наш путь, а также пункты наших остановок. Посмотрите по карте, по какой реке будем путешествовать. (Исеть).
СДАЙД 5
Давайте узнаем, что же думает Андрей о нашей готовности к путешествию.
Вы больше молодцы, очень быстро собрались в путешествие, ну что, вперед!
Внимание! С 1-го причала корабль отправляется в плавание по реке Исеть.
(Дети выражают собственные мысли, предположения, строят водный транспорт из подручных средств (стулья, подушки, мягкие модули, выбирают капитана.
По ходу путешествия дети отмечают фломастером на карте путь, а также фиксируют пункты остановок у природных памятников).
Путешествие. Заполнение участка карты линиями пройденного маршрута, метками.
Задача: усвоение новых и ранее полученных знаний, с проговариванием их в речи.
СЛАЙД 6 (шум реки, «Причал»)
Ребята, занимайте места на нашем транспорте, мы отправляемся от причала базы «Металлург».
СЛАЙД 7 («Байновский мост»)
Ребята, что это у нас на пути? Мы под ним проплываем и следуем дальше против течения. (Байновский мост – это мост, который связывает два района города: Синарский и Красногорский).
СЛАЙД 8 («Слияние двух рек: Исети и Каменки»)
Ребята, что случилось?
Посмотрите по карте, как называется река. А как называется место соединения двух рек? Кто хочет рассказать об этом красивом месте? Дети рассказывают.
(Место, где река Каменка впадает в Исеть, называется «слиянием». Летом здесь плавают на лодках, а зимой проходит лыжная трасса).
В какую сторону поворачивает Каменка? Посмотрите по карте, где и как она протекает.
СЛАЙД 9 (Скала «Три брата»)
Обратите внимание: скала «Три брата». Кто хочет рассказать об этом памятнике природы?Дети рассказывают.
(Скальный комплекс «Три брата» — красивейшее место р. Каменки. Это место находится недалеко от центра города).
Ребята, я знаю. Что есть какая-то легенда об этой скале, кто-нибудь знает её? (Дети рассказывают легенду «Три брата»)
Ну что, отмечаем на карте нашу первую остановку. Как назывался этот скальный комплекс?
Отправляемся дальше.
СЛАЙД 10 (Скала «Богатырёк»)
Ребята, что нас ждёт впереди? Кто хотел бы рассказать об этом памятнике природы? (Дети рассказывают:расположена в самом центре города, недалеко от площади Ленинского Комсомола, на левом берегу реки Каменки, напоминает русского богатыря).
Молодцы!
Здесь есть хорошая полянка, на которой мы сможем отдохнуть.
Физминутка. Задача: сменить вид деятельности, снять мышечное напряжение.
Индивидуальная работа
А как можно отдохнуть? В какую игры вы хотели бы поиграть? (предложить татарскую игру «Продаём горшки»). Давайте распределим роли для игры. Игра проводится 2-3 раза. (Дети высказывают свои мысли и предлагают различные способы отдыха, самостоятельно распределяют роли для игры, активно играют).
Продолжаем наше путешествие. Здесь нам нужно вернуться к слиянию рек и путешествовать дальше по Исети.
СЛАЙД 11 (Скала «Три пещеры»)
А это что за удивительные памятник природы? Кто хотел бы о нём рассказать?
Ребята, не забывайте размещать на карте наши метки. (Дети рассказывают:
интересная скала на левом берегу р. Исети в виде трехгранной пирамиды, в которой есть пещера с тремя входными отверстиями (сейчас – два).
СЛАЙД 12 (Скала «Филин»)
На нашем пути еще один замечательный памятник природы. Наверное, Настя очень хочет рассказать нам о нём. Давайте послушаем. (Дети рассказывают:
еще один уникальный памятник природы. Его имя – «Филинячий камень» или попросту «Филин». Уникальная гора получила такое название благодаря внешнему сходству с представителем пернатых).
СЛАЙД 13 (Скала «Каменные ворота»)
Последний памятник природы в нашем путешествии, это (Дети рассказывают: памятник природы «Каменные ворота» — визитная карточка г. Каменска-Уральского. Он представляет собой известняковую скалу высотой в 20 м. Высказывают предположения, вступают в диалог).
Давайте проверим, все ли метки мы разместили на нашей карте. Пора и обратно возвращаться.
Пока мы с вами плывем обратно, давайте немного порассуждаем. Вы знаете, что всем этим памятникам природы много лет. Как вы думаете, что мы должны делать, чтобы эти памятники природы могли существовать еще долгие годы, чтобы их могли видеть многие поколения?
А что значит охранять природу? что нужно делать и чего не нужно делать?
Я предлагаю поиграть в игру «Охрана природы». Ваша задача - каждому отобрать только те карточки, на которых изображены экологические знаки. Ваш выбор необходимо объяснить. (Каждый ребенок берет карточки и отбирает только те, на которых изображены экологические знаки).
Дети делают свой выбор и объясняют его.
(Для тех детей, которые справились с заданием быстрее других, выдаются дополнительные карточки)
Подведение итогов.
Задача: через эмоциональное состояние детей, понять насколько ОД достигла своих результатов.
Мы с вами совершили уникальное путешествие. Посмотрите, какая карта у нас получилась, как много памятников природы на таком небольшом участке, и все это вблизи города.
Что больше всего запомнилось (понравилось) во время путешествия?
Что нового узнали во время путешествия?
С кем бы вы могли совершить такое же путешествие? Дети делятся впечатлениями, выражают собственные мысли и собственные чувства.
Открытость. Ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах.
СЛАЙД 14
Хотите узнать, что думает о нашем путешествии Андрей?
«Спасибо вам большое, за увлекательное путешествие, я узнал много интересного и полезного. В благодарность высылаю вам в подарок интересную игру «Путешествие по Каменску-Уральскому. До новых встреч!»
(вынести посылку с новой игрой)
(предложить отправить Андрею карту с метками и поиграть в новую игру)
(Дети рассматривают новую игру.)