Юлия Гриб
Конспект занятия «Путешествие по карте Знайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление пройденного материала.
Задачи:
1. Образовательные:
• закрепить умение различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие на слух и в произношении;
• продолжать формировать связные и чёткие высказывания при составлении предложений;
• закреплять знания детей о временах года, месяцах, днях недели, частях суток;
• закреплять умение считать, называть соседей числа, решать примеры, отгадывать загадки;
• упражнять детей в чтении, закреплять умение детей проводить слоговой анализ слова, составлять и определять количество слов в предложениях и составлять их схему;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
• закреплять в активной речи детей названия детенышей животных и птиц;
• закрепить знания детей о воздухе через опыты как элемент экологического образования; показать способы обнаружения воздуха;
• закрепить ранее приобретенные детьми приёмы конструирования из бумаги и атласных лент.
2. Развивающие:
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развивать интерес к познавательной деятельности;
• развивать внимание, смекалку, воображение, память, любознательность, активность словаря, творческие способности детей;
• формировать интерес к экспериментальной работе, высказывать предположение, мнение;
• развивать сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других;
• развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Воспитательные:
• проявлять доброжелательное отношение к сверстникам;
• воспитывать чувство коллективизма;
• воспитывать доброту, способность сопереживать, стремление помогать другим людям, изготавливать поделку сообща.
Методические приё мы: создание мотивации, сюрпризный момент, отгадывание загадок, дидактические игры, составление предложений, итог.
Предварительная работа: разучивание физкультминуток, рассматривание иллюстраций к сказкам, отгадывание загадок, составление предложений, составление и решение математических и логических задач.
Оборудование: Конверт с вложенным письмом от Знайки; карта в виде алфавита, кубик, фишка; картинки с изображением животных и птиц и их детенышей; 3 домика с одним, двумя и тремя окошками, картинки животных на подставках для слогового анализа (односложные, двусложные, трехсложные слова – волк, лев, ёж, лось, слон, белка, медведь, зебра, лиса, заяц, носорог, корова, собака, крокодил, кенгуру); фигурки из картона с задачками : яблоко, ёжик, цыпленок, гриб, рыбка, лягушка, набор цифр и знаков действий; дерево, на нём висят яблочки с цифрами (дидактическая игра «Назови соседей числа»); второе письмо от Знайки (в нем лежат опорные слова – на карточках – школа, звонок, учитель, ученик, оценка); аудиокомпозиции (физминутка – танец – игра с ускорением для детей «Мы пойдем налево»; гудок поезда); задания для игры «Веселая арифметика»; мнемотаблица к стихотворению Поликсены Соловьевой «Ночь и день»; для опытов: мешочки полиэтиленовые (на каждого ребенка, зубочистки (на каждого ребенка,тонкие полоски цветной бумаги (на каждого ребенка, мыльные пузыри, трубочка для коктейля и стакан с водой (на каждого ребенка, 2 одинаковых листа бумаги; для рефлексии – цветы – красные, желтые и коричневые и ваза (корзинка); для конструирования – бумага (для корзинки, атласные ленты для воздушного шара, шарик, надутый гелием; рюкзак картонный, в нем блокноты (на каждого ребенка, слайд Знайки.
Ход занятия:
Орг. Момент. Дети собираются вокруг воспитателя.
Восп-ль: В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо
А теперь пойдем налево
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся,
Все в сборе - дети, взрослые
Мы можем начинать.
Но прежде надо дружно
Всем здравствуйте сказать.
Восп-ль: Ребята, сегодня на занятие к нам должен был прийти самый главный грамотей и умник из Цветочного города – Знайка. Но почему, то вместо него я обнаружила вот это письмо. Давайте посмотрим, что это за письмо. Ребята, это письмо от Знайки. Хотите знать, что в нем написано?
Дети: Да.
Восп-ль: (читает) «Дорогие ребята!
Я улетел покорять космические просторы. Я знаю, что вы уже будущие первоклассники. Значит, многое умеете и знаете. Чтобы проверить ваши знания посылаю вам карту в виде алфавита. Пройдите по ней от А до Я, и вы узнаете, готовы ли вы пойти в школу. Если с заданиями справитесь, то в конце путешествия вас ждёт сюрприз от меня. Удачи! Ваш друг Знайка.»
Восп-ль: Перед тем, как отправиться в путешествие сначала проведём зарядку ума (отвечать можно хором) :
Сколько дней в неделе? (7)
Назовите третий день недели. (среда)
Назовите самые тёплые месяцы (июнь, июль, август)
Сколько времён года? (4)
Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
Назовите шестой день недели. (суббота)
Сколько месяцев в году? (12)
Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Что длиннее: сутки или день? (сутки)
Что короче: месяц или неделя? (неделя)
Как называются все геометрические фигуры, у которых больше, чем четыре угла? (многоугольники)
В названии каких сказок есть цифры? («Белоснежка и семь гномов», «Три поросенка», «Три медведя», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «12 месяцев», «Три орешка для Золушки», «Волк и семеро козлят», «Три толстяка», «Три богатыря», «Два мороза», «Два жадных медвежонка»)
Восп-ль: Ну что же, отправимся в путь (сигналом к передвижению является гудок поезда).
(Перед детьми карта в виде алфавита, гласные буквы выделены красным цветом, кубик, фишка. Один из детей бросает кубик, отсчитывает, и ставит фишку на букву.)
[Гудок – дети парами двигаются дальше. ]
Первая остановка – буква «___». (у мольберта) Игра «Назови и найди детёныша»
У овечки - … (ягненок)
У верблюдицы - … (верблюжонок)
У кошки - (котёнок)
У крольчихи - … (крольчонок)
У собаки - … (щенок)
У козы - … (козленок)
У свиньи - … (поросенок)
У коровы - … (теленок)
У лошади - … (жеребенок)
У курицы - … (цыпленок)
У утки - … (утенок)
У индюшки - … (индюшонок)
[Гудок – дети парами двигаются дальше. ]
Вторая остановка – буква «___». Упражнение «Хлопни, топни» (стоя в кругу)
Восп-ль: Ребята, какими бывают звуки?
Дети: Гласными и согласными.
Восп-ль: Какие звуки мы называем гласными?
Дети: Звуки, которые тянутся, поются голосом, произносятся без препятствия.
Восп-ль: Назовите гласные звуки
Дети: А, О, И, Ы, У, Э. (Их 6, а гл. букв – 10)
Восп-ль: Какие звуки мы называем согласными?
Дети: Звуки, которые при произношении встречают препятствия – губы, зубы, язык.
Восп-ль: А сейчас, будьте внимательны. Я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, хлопните в ладоши, а согласный звук – топните ногой. (восп-ль называет ряд звуков)
А, Т, М', Э, Ж, З, У, П, Л', И, Н, Р', О, Ш, Ы, Ц, Я (Я – буква, дает 2 звука)
[Гудок – дети парами двигаются дальше. ]
Третья остановка – буква «___». Упражнение «Кто где живет?»(стоя у стола)
Следующее задание от Знайки. Вам нужно определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окном поселятся животные, в названии которых один слог, в домике с двумя окнами - животные с двумя слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в домике с тремя окнами.
[Гудок – дети парами двигаются дальше. ]
Физминутка (двигательная разминка)
По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
Не сутультесь, грудь вперёд
Замечательный народ!
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
[Гудок – дети парами двигаются дальше. ]
Четвёртая остановка – буква «___». (у доски сидя на стульях)
На доске стоят фигурки из картона, на них задачки. Дети выбирают фигурку, решают задачку и выкладывают решение при помощи цифр и знаков действий на магн. доске.
1. Яблоко. Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели. Пять румяных, наливных, три с кислинкой. Сколько всего их? (5+3=8)
2.Ёжик. Ёжик по грибы пошел – Десять рыжиков нашёл. Восемь положил в корзину, остальные же на спину. Сколько рыжиков возьмёшь на своих иголках ёж? (10-8=2)
3. Цыпленок. Три цыпленка стоят и на скорлупки глядят. Три цыпленка в гнезде у наседки сидят. Отвечай поскорей – сколько цыплят у наседки моей? (3+3=6)
4. Гриб. Вова и Саша пошли за грибами. Вова собрал 7 грибов, а Саша на 1 меньше. Сколько грибов собрал Саша? (7-1=6)
5. Рыбка. Коля и Андрей ловили карасей. Коля поймал 2 карася. Андрей на 2 больше. Сколько рыбок поймал Андрей? Сколько рыбок поймали мальчики вместе? (2+2=4; 2+4=6)
6. Лягушка. У стены стоят кадушки, в каждой кадушке по одной лягушке. Если было пять кадушек, сколько было в них лягушек? (1+1+1+1+1=5)
[Гудок – дети парами двигаются дальше. ]
Пятая остановка – буква «___». «Яблочки с волшебного дерева»
На веточках дерева висят яблочки – красные, наливные – яблочки из картона. Дети «срывают» по одному яблочку и называют соседей числа.
[Гудок – дети парами двигаются дальше. ]
Шестая остановка – буква «___». Письмо от Знайки. «Я думаю, что вы уже знаете, что вас ждет в школе. Можете рассказать? А в этом вам помогут опорные слова. Предлагаю их прочитать, составить с ними предложения и написать схему предложения. (школа, учитель, ученик, звонок, оценка.)
/ Дети составляют предложения:
Скоро мы будем учиться в школе.
В школе работает учитель.
Мы будем хорошими учениками.
На урок звонит звонок.
Мы будем получать только хорошие оценки. / /
Молодцы! Справились и с этим заданием.
[Гудок – дети парами двигаются дальше. ]
Седьмая остановка – буква «___». Музыкальная. (физминутка – танец-игра с ускорением для детей «Мы пойдем налево».
Мы пойдем налево,
Мы пойдем направо.
Два раза повернемся
Потянемся, проснемся.
Попрыгаем на месте,
Шагнем вперед все вместе
Обратно как пингвины
Покатимся со льдины.
И руки поднимем,
опустим, поднимем,
опустим, поднимем
Да, и друга обнимем.
[Гудок – дети парами двигаются дальше. ]
Восьмая остановка – буква «___». Игра «Веселая арифметика»
1. ЛИСТ – Т+ А=? (лиса)
2. КАБАН – АН + ЛУК =? (каблук)
3. КВА + РАК –АК + ТИРА =? (квартира)
4. ПО + МИР – Р +ДОР =? (помидор)
5. КАР – Р + ПУСТО – О + А =? (капуста)
6. РАК + ЕЛЬ – ЛЬ + ТА =? (ракета)
7. КРОТ – Т + КОД + ИЛ =? (крокодил)
[Гудок – дети парами двигаются дальше. ]
Девятая остановка – буква «___». Рассказать стихотворение Поликсены Соловьевой «Ночь и день» пользуясь мнемотаблицей.
Ночь зимой – как черный кот,
День – как серенькая мышь,
Но весна, весна идет,
Ярко, звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьев,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьев.
Исчезают тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь,
День – большой, блестящий кот.
Молодцы!
[Гудок – дети парами двигаются дальше. ]
Десятая остановка – буква «___». Нам с вами предстоит повторить знания о воздухе через опыты. Итак, начнем.
Восп-ль: Возьмите в руки мешочки, скажите, что внутри?
Дети: Ничего нет.
Восп-ль: А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось?
Дети: Его раздуло.
Восп-ль: Что его раздуло? Что внутри?
Дети: Воздух.
Восп-ль: А я считаю, что внутри ничего нет. Так кто же прав? Давайте проверим. (дети прокалывают мешочки зубочистками, поток воздуха направить на лицо ребенка). Вы чувствуете? Что было в мешке?
Дети: В мешке был воздух.
Восп-ль: Правильно, воздух. Воздух невидим, но его можно обнаружить. А теперь помашите рукой около лица. Что вы чувствуете?
Дети: Ветер.
Восп-ль: Ветер – это движение воздуха. Проведем опыт. Возьмём тонкие полоски цветной бумаги. Будем дуть на них. Сначала – тихонечко, а потом – сильно. Когда мы дуем появляется ветер. И этот ветер заставляет двигаться полоски бумаги. Посмотрите, что я вам покажу. Это мыльные пузыри. Поиграем немножко (кто-нибудь из детей пускает мыльные пузыри). Что помогает мыльному пузырю подняться над трубочкой?
Дети: Воздух.
Восп-ль: А можно ли воздух увидеть? (ответы детей). Что произойдет, если опустить трубочку в воду и подуть? (ответы детей). Давайте проверим. Опустите трубочку в стакан с водой, тихонечко подуйте. Что видите?
Дети: Пузырьки воздуха, который мы выдыхаем.
Восп-ль: Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность?
Дети: Потому что воздух легче воды.
Восп-ль: Где ещё наблюдается это явление?
Дети: В аквариуме – компрессор.
Восп-ль: Возьмём два одинаковых листа бумаги, один из них скатаем в шарик. Если бросить оба листа с одинаковой высоты, какой лист быстрее упадёт? Или они упадут одновременно? (ответы детей). Кто же прав, давайте проверим! (бросает бумагу). Какой лист упал первым? Почему? Как вы думаете? (если дети затрудняются с ответом, пояснить). Вы, наверное, догадались, что это опять проделки воздуха. Когда скомкали бумагу, её поверхность уменьшилась, и воздуху не во что упереться, не за что «ухватиться». Поэтому бумажный шарик упал первым. Ровный лист будет лететь медленно, планировать.
Итак, на опытах мы повторили знания о воздухе, о том, что он невидим, но его можно обнаружить и почувствовать.
Молодцы, справились и с этим заданием.
Рефлексия.
Предлагаю поиграть в игру «Цветы»
В корзине стоят цветы – красные, желтые и коричневые.
Красный – мне очень понравилось и всё получилось
Желтый – было интересно, но кое-что не получалось
Коричневый – было не интересно, многое не получалось
(Дети выбирают цветок, который считают своим)
На экране появляется Знайка.
Ну что же милые друзья,
Я рад, что вы не подвели меня.
Каждый просто молодец!
А путешествию конец!
Молодцы, ребята! Проехали весь путь, справились со всеми заданиями. Думаю, к школе вы готовы! Значит сюрприз от меня по праву ваш. (детям из рюкзачка раздаются блокноты). А мне нужно возвращаться в цветочный город.
Восп-ль: Мы с вами для Знайки тоже приготовили подарок. Вы знаете, что Знайка придумал воздушный шар. Но он сломался. И мы с вами сделали новый воздушный шар. Мы благодарим Знайку за интересное путешествие и дарим ему этот шар.
(Дети выполняют работу – аппликацию (заранее).)
Восп-ль: На этом наше занятие закончено. До свидания! До новых встреч!