Елена Капаций
Конспект НОД «Путешествие муравья — разноцветные точки» в подготовительной группе
Конспект НОД
Подготовительная группа.
«Путешествие муравья - разноцветные точки»
Программное содержание.
1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых; упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, скорости, окраске); уточнить о пользе насекомых.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие муравья — разноцветные точки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
2. Задачи на развитие связной речи: формировать связную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.
3. Воспитательные задачи: воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Материал к занятию. «Смехотрон», модель муравья, аудиозапись «Голоса птиц», картины из серии «Насекомые», пластмассовые насекомые. Разрезные картинки «муравей», разноцветные клубочки с вплетенными в них палочками, перьями, бумажками, «сеть» - паутинка, набор палочек, веточек для изготовления муравейника.
Предварительная работа. Чтение произведения В. Бианки «Путешествие муравьишки». Знакомство с правилами поведения в лесу.
Последующая работа. Придумывание и рисование волшебного насекомого.
Ход занятия.
Воспитатель. Мы сегодня отправимся с вами в лес и посмотрим, что же там делается. Но в лесу есть свои правила безопасности, с которыми, мы уже знакомы. Люди говорят: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысяча - пустыню». Повторим сейчас эти правила (ответы детей). Не топчите зря лесные полянки. Мы в гостях у лесных обитателей. Итак, в путь!
1. «Идем осторожно, чтобы не затоптать цветочки (ходьба на носочках).
2. «Переступаем через лужи» (ходьба широким шагом)
Вот мы и пришли в лес и услышали пение птиц. А теперь садитесь в кружок на полянку и угадайте загадку.
Город, в котором жильцов миллион,
Город, в котором всего один дом,
Город за деревом спрятался с юга,
Похожи жильцы в нем всегда друг на друга.
Воспитатель. О каком загадочном городе идет речь и кто его жильцы (открывает картину - модель муравейника).
- Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? (из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков).
- Как устроен муравейник внутри? (открывается внутренняя часть картины, и дети видят множество входов и выходов, «комнат» и коридоров).
- Чем занимаются муравьи на картине? (муравьи большие труженики : один тащит веточку больше себя, другой - личинку, два муравья волокут третьего - больного).
- Почему муравьев называют санитарами леса? (они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес).
- Почему муравья называют самым сильным животным? (он может тащить груз, который по весу превышает его собственный).
А теперь послушайте еще одну интересную историю.
Когда я была такой же, как вы, мы гуляли в лесу с папой и увидели странное зрелище. Около двух березок - сестричек стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но папа не разрешил. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел так минут десять. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями (разных паразитов, блошек) и попутно опрыскивают тело птиц остропахнущей кислотой. Многие лесные птицы принимают такие «муравьиные ванны».
Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравьишку с листочка березы и куда-то унес. Я очень расстроилась.
Хотите посмотреть, каким он был?
Дидактическая игра «Собери картинку из частей».
Каждый ребенок собирает картинку «муравей» из отдельных частей.
Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом около двух березок и понаблюдать за его путешествием? Обозначьте каждый своего муравья цветной точкой любого цвета. Давайте сложим ваши работы в наш волшебный «смехотрон» и посмотрим, какой муравей у нас получится.
Закройте глаза. Вспомните что-нибудь очень веселое и громко засмейтесь! (воспитатель достает из «смехотрона» игрушечного муравья с множеством разноцветных точек на брюшке).
Воспитатель. Как мы назовем нашего нового друга? (Разноцветные точки). Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку, болото. Отправимся в путь! А муравья понесем по очереди.
Под веселую музыку дети шагают по тропинке к реке.
Воспитатель. А вот и речка. Но муравьишка не умеет плавать, как мы. Как же его переправить на другой берег? (ответы детей).
Физкультминутка.
Дети имитируют, как они переплывают через речку.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе - раз, это брасс,
Один, другой - это кроль.
Все как один -
Плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Отведем муравьишку домой.
Воспитатель. А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Угадайте, кого можно здесь увидеть? (дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет игрушки).
Загадки.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
Имя как у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья - у морошки,
Ножки - у блошки.
(кузнечик)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит - стрекочет.
(стрекоза)
Ниток много-много,
А в клубок не мотает,
Одежду себе не шьет,
А ткань всегда ткет.
(паук)
Разбойник садовый,
Поясок медовый
(шмель)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка
(лягушка)
Воспитатель. Кто лишний? Почему? (Ответы детей.)
На земле великое множество насекомых - один миллион пятьсот тысяч видов. На брюшке у них - поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Насекомые - обжоры, они едет все: зелень, мелких насекомых…Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие - один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека это можно сказать: трудолюбивый, как … (пчела). Назойливый, как… (муха).
Дидактическая игра «Угадай кого не стало».
Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую игрушку. Дети, открыв глаза, должны угадать, какая игрушка убрана.
Воспитатель. Угадайте, кого не стало? (игра повторяется несколько раз). Погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья (дети ударяют поочередно пальцами по полу, сначала медленно, потом все быстрее). Все насекомые пропали и наш муравьишка тоже. Не случилось ли с ним беды? Посмотрите вокруг, не видно ли его где-нибудь? (Дети находят его, запутанного в паутину, которого охраняет паук.)
Воспитатель. Наш муравьишка попал в паучью сеть. Как его освободить, и ничуть не повредить? (ответы детей).
- Давайте паучка вежливо попросим.
Паук. Распутайте мою паутинку, смотайте ее, тогда отпущу муравьишку.
Пальчиковая гимнастика «Ловкие пальчики».
Дети разматывают клубки, в которые вставлены палочки, перья, бумажки и пр., и сматывают в красивые разноцветные клубочки. Отдает клубочки пауку, и он освобождает муравья.
Воспитатель. Пойдем дальше. А вот и болото.
Не проедешь не, пройдешь,
Обойдешь сторонкой,
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой
Между кочек и зыбей,
Моха и гнилушек -
Государство журавлей,
Уток и лягущек.
Наш муравьишка - маленький, легкий, он запросто болото переползет, а как же нам него перебраться и не завязнуть? (ответы детей).
Дети решают перепрыгивать болото по кочкам.
На болоте нет дорог,
Мы по кочкам - скок, да скок.
Раздается писк: «З - з -з».
Воспитатель. Кто это отгадайте! (комары).
Игра «Поймай комара».
Вот летают комары. Попробуйте их поймать. Ребята, как избавиться от комаров? (позовем на помощь птиц).
Звучит фонограмма «Голоса птиц».
Воспитатель. Вот мы и выбрались из болота. Как же нам найти муравейник? (спросить у птиц, они высоко летают, им с высоты все видно). Птичка…не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья, он около двух берез, растущих вместе?
Птичка. Знаю, и выручу вас. Только объясните мне, чем похожи и нет: муравей и панелевоз; стрекоза и вертолет; бабочка и воздушный шарик; паук и ткач; водомерка и водный велосипед.
Птичка. Вот и две березы. А домик - муравейник только что кто-то сломал!
Дети находят разбросанные спички или веточки, палочки.
Воспитатель. Кто же это сделал? (ответы детей).
- Давайте, скорее построим новый домик для муравьишки и его друзей.
Дети складывают палочки и строят муравейник.
Воспитатель. Что сделать, чтобы домик не ломали? Правильно, поставить кого-нибудь для охраны. Давайте, придумаем фантастическое насекомое. Какие части от других насекомых мы возьмем? (ответы детей).
На занятии по рисованию дети рисуют волшебное насекомое, придумывают ему название.