Федорова Сагибат
Экологическая игра «Путешествие по следам тропы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая игра – путешествие «По следам тропы»
Форма внеклассного мероприятия: игра – путешествие по станциям.
Педагогические технологии: игровая, здоровьесберегающая, технология коллективной творческой деятельности.
Цель: закрепление и углубление экологических знаний учащихся; формирование ответственного и бережного отношения к природе.
Публикация «Экологическая игра „Путешествие по следам тропы“» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Задачи:
1. Образовательные: формирование экологических знаний, расширить кругозор детей, создать условия для формирования познавательных интересов во внеурочное время, создавать условия для благоприятной эмоциональной обстановке.
2. Развивающие: формирование навыков работы в группах; развивать внимание, воображение, фантазию, творческие способности; умение находить оптимальные решения; развивать самостоятельность при решении проблемы.
3. Воспитательные: воспитывать экологическую культуру; любовь к природе, желание беречь ее, любовь к Родине и малой родине; способствовать формированию у школьников духовно – нравственных ориентаций; развитие толерантности.
Ресурсы: маршрутные листы с названиями станций, карточки с заданиями (для каждой станции).
Этапы выполнения мероприятия.
1. Начальный этап – организационный момент: введение в тему мероприятия, объяснение прохождения маршрута. Из воспитанников создаются команды. Каждая команда выбирает эрудита и выбирают название команды.
2. Основной этап – проведение игры: команды отправляются в путешествие по экологической тропе. Каждую команду на привале встречает лесной житель с заданиями.
3. Подведение итогов: в конце мероприятия по результатам набранных шишек, жюри оценивает находчивость и смекалку команд, определяет победителей, награждает всех участников игры сладкими призами.
I Привал «Размышлялки» (Экознаки)
Найти какие правила поведения в природе, были нарушены или, что нам говорят знаки.
II Привал «Загадки от тетушки Совы»
III Привал «Лесной театр» постановки мини – спектаклей.
IV Привал «Остановка танцевальная» дети выполняют озорные движения под музыку (музыкальная Физминутка).
V Привал «Лесной тир». Стоят консервные банки (на каждой банке определено число, они сбивают банки снежками, за каждую сбитую банку дается определенный бал.
VI Привал «Эрудит привал». Загадки, вопросы для знатоков из каждой команды.
VII Привал «Лесная газета». Дети должны нарисовать правила поведения на ватмане (у каждой команды должна быть своя газета).
Примечание:
1. За каждый бал дети получают бал;
2. Прежде чем перейти на следующий привал, дети должны отгадать, кто их будет встречать (загадку);
3. Каждая команда выбирает себе знатока, который ответит на сложные вопросы;
4. От каждого привала дети идут разными способами (вприпрыжку, на одной ноге скачут, на другой, спиной, хлопая и т. д.)
Ход игры:
Вступительное слово:
Весна: - Добрый день ребята! - Сегодня сорока мне оставила конверт. А в конверте телеграмма - приглашение в увлекательное путешествие по экологической тропе.
Название нашей игры состоит из двух слов: «экологическая» и «тропа».
Давайте с вами определим, что же такое экология и тропа.
Экология – наука о нашем общем доме – планете Земля.
Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность: беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Какой прекрасный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного – бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений.
Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Земля - наш общий дом, и её нужно охранять.
Экологическая тропа – это маршрут в лесу, по которому мы сегодня отправимся в путешествие.
Но для начала мы должны запомнить простые правила:
• Ни в коем случае не сходить с тропы!
• Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
• Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие.
• С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т. п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки, творческий подъём и вдохновение.
• Не сорите на тропе – вы не последние посетители.
- Итак мы отправляемся в путешествие, но для начала вам нужно отгадать кто же будет встречать на первом привале.
(загадка про белку).
I Привал «Размышлялки» (Экознаки).
Белка: всем привет ребята! Я вас приглашаю по участвовать в очень полезной игре. Вам нужно найти какие правила поведения в природе, были нарушены или, что нам говорят знаки.
Белка зачитывает ситуацию, ребята должны сказать, что правильно, а что неправильно сделали туристы.
1. Туристы пришли на место, поставили палатки. Теперь их нужно обустроить, чтобы хорошо было спать. Мальчики пошли в лес и наломали много сосновых веток, чтобы подстелить их под дно палатки — так мягче и теплее будет спать. (Лучше взять с собой надувные матрасы или полиуретановые коврики.)
2. «Вот и кострище есть. Давайте разожжем костер здесь», — предложил Алик. — «Зачем здесь? Идемте вон под то дерево, там уютнее», — возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Используйте старое кострище, чтобы не делать новый ожог. Дерн надо аккуратно снять, чтобы потом положить на место. Не разводить рядом с деревьями, особенно сухими. От костра могут испортиться корни.)
3. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких яиц шоколадного цвета. Она осторожно положила одно к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.
(Птица может испугаться и бросить начатое гнездо, перестать высиживать яйца; зверь или птица-хищник по тревожному крику матери может обнаружить гнездо — и съесть яйца; птенцы могут испугаться, покинуть гнездо раньше срока и погибнуть.)
4. Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно, придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей. (Пытаясь вырваться из «темницы», бабочка обтреплет свои великолепные крылышки, чешуйки облетят. Бабочка погибнет. Из крупных бабочек можно неограниченно ловить капустную белянку и других белянок.)
5. Мальчики пробирались сквозь заросли водяных растений сначала по илистому дну, а потом вплавь, чтобы сорвать и отдать девочкам белоснежную кувшинку, которую те назвали «водяной лилией». «Пусть они оценят нас, мы даже пиявок не испугались». (Цветы рвать нельзя. Не нарушайте красоты пейзажа. «Водяная лилия» занесена в Красную Книгу.)
6. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после отдыха. (Все отходы нужно увозить с собой в город. Особенно стеклянную посуду и упаковки из искусственных материалов. В природе нет организмов, которые бы их разлагали.)
7. После ужина осталась каша, все наелись, и никто не хотел больше. «Брось ее в костер», — предложил кто-то. (Пищу никогда не сжигают. Если есть водоем, подкормите рыбу. Если нет водоема — оставьте на земле — склюют птицы или съедят зверюшки.)
8. Ребята сожгли на костре пластиковые стаканчики и полиэтиленовые мешки. (Этого делать нельзя. В воздух попадают очень вредные вещества, которые могут влиять на наследственные структуры человека и животных. В золе, кроме того, остается смола, которая не разлагается естественным путем.)
- Молодцы друзья, вы справились с моим нелегким заданием, отправляйтесь дальше и отгадайте кто же будет встречать вас на следующем привале.
(загадка про сову)
II Привал «Загадки от тетушки Совы»
- Здравствуйте ребята, врут все про меня, никого я не пугаю…просто я люблю ночь. И сегодня выбралась к вам….Ребята, а вы любите загадки? Вот сейчас мы и проверим, много ли загадок вы знаете…. Слушайте внимательно, отвечайте старательно….
1. Я день-деньской стучу-стучу.
Я врач лесной. Я лес лечу.
2. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
(В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый.
3. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это кто?.
4. Очень быстро, очень ровно
Он перегрызает бревна!
И на речке строит всюду
За запрудою запруду. (Бобр)
5. Что же за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна)
6. В гнезде над птенцами
Она не воркует,
Летает по лесу
И громко кукует. (Кукушка)
- И все-таки ребята, вы такие у нас умные! Ну что отправляемся дальше? А кто вас будет встречать дальше, вы должны отгадать.
(загадка про лису)
Знают всё о ней соседи,
Ведь живут в одном лесу.
Знают волки и медведи
Про обманщицу … (лису)
III Привал «Лесной театр» постановки мини – спектаклей.
- Здравствуйте ребята! Я лисица – актриса. Очень люблю петь, танцевать, люблю артистичных ребят. И сейчас я проверю, насколько вы артистичные и пропущу ли я вас дальше.
- Я приглашаю на лесную сцену команды для постановки мини-спектаклей. Вы должны сами поставить спектакль. Я вам раздам названия спектаклей, а вы постарайтесь угодить мне и поставить очень интересную сценку.
1 сценка «Давайте дружить с природой»
Действующие лица: Защитники природы, Животные, Охотник
2 сценка «Не рвите цветы, не рвите»
Действующие лица: заяц, медвежата, ручеек, травка, дети, ветер, цветы
3 сценка «Сбережем природу вместе»
Действующие лица: березки, белка, дровосек, лесник, дети.
4 сценка «Помогите, помогите и речку мою спасите»
Действующие лица: рыбы, речка, дети, туристы.
5 сценка «Берегись пожара»
Действующие лица: огонь, лесник, дети, цветы, солнце, ветер, речка.
- Ух ты, какие вы все молодцы, мне так понравились ваши спектакли, что я решила вас пропустить дальше, но для начала отгадайте, кто вас будет встречать на следующем привале.
(загадка про зайца)
Хвост короче уха,
Быстрые повадки.
Мчусь я, что есть духу,
Мчусь я без оглядки.
Кто он, угадай-ка!
Ну конечно … !
IV Привал «Остановка танцевальная» дети выполняют озорные движения под музыку (музыкальная Физминутка).
- Всем привет, ребята я на месте не сижу, каждый день в лесу скачу….и хочу вас всех позвать, со мною вместе станцевать…. (включается фонограмма веселой физминутки).
- Ой ребята уморился я, так устал, что готов вас проводить дальше, но для начала отгадайте мою хитрую загадку….Сможете? А ну сейчас проверим (загадка про волка).
Заяц зайцу говорит:
- Мне б его да аппетит!
В аппетите мало толку,
Мне бы зубы, как у …
_ Молодцы ребята, ну отправляйтесь дальше, вас уже волк заждался!
V Привал «Лесной тир». Стоят консервные банки (на каждой банке определено число, они сбивают банки снежками, за каждую сбитую банку дается определенный бал.
- Я ребята, добрый волк, в тире точно знаю толк….А вы когда-нибудь бывали в тире? Сейчас мы проверим вашу ловкость и зоркость….Прошу проходите в мой тир….и попробуйте попасть в банки. На каждой банке определенный бал, в какую попадете тот бал и получите.
- Наслышан я про вас ребята, что вы артистичные, танцевальные, умные, но вы еще и зоркие, ловкие.
- Хотите отправиться дальше? Ну, тогда отгадайте, кто вас ждет не дождется на следующем привале? (загадка про медведя)
Знаменитый пчеловод.
Любит он пчелиный мед!
Только с пчелами — беда!
Так нажалят иногда!
VI Привал «Эрудит привал». Загадки, вопросы для знатоков из каждой команды.
- Здравствуйте ребята, еле вас дождался! Я не просто медведь, я умка! Как вы думаете, почему я умка? Не потому что, я похож на умку с мультфильма, неее вы не отгадали….Да потому что я умный медведь и знаю всё всё…. И сейчас я проверю, а знаете ли вы так много сколько я….
- Ну ка выберите из своей команды знатока, и пусть он попробует отгадать мои нелегкие вопросы, а за правильный ответ вы получите мой гостинец (шишку).
1. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
2. А какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел)
3. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод) А почему?
4. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица, сорока, ворона, галка)
5. У какого дерева самые красивые и длинные иголки? (кедр)
6. У какого дерева хвоя на веточке держится около 10 лет? (пихта)
7. Можжевельник растёт 400 лет, а рябина 100 лет. Во сколько раз больше живёт берёза, чем рябина?
8. 1 кг шиповника содержит 20г витамина С. Сколько витамина С в 10 кг шиповника?
9. Как называется небольшая лесная птица и танец с дробным постукиванием? (Чечетка)
10. Какую книгу называют “Красной?” (книгу редких животных и растений).
- Вы и правда ну очень умные! Получайте мой гостинец!
- Вас еще ждет жительница нашего леса. Ну что хотите посмотреть кто вас ожидает? Отгадайте загадку (про елочку)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год…
VII Привал «Лесная газета». Детям предлагают нарисовать правила поведения в лесу, на экологической тропе.
- Здравствуйте ребята! Я лесная красавица! Вы сегодня очень много путешествовали, много что узнали и я вам предлагаю, поучаствовать в моем творческой игре. Давайте все вместе нарисуем на этой газете….правила поведения на природе! (дети рисуют правила, которые они знают).
- Какая очень красивая газета у нас получилась. Вы такие молодцы! И я надеюсь, что вы будете соблюдать все эти правила и говорить о них другим. - И я думаю, что вас всех, конечно же, надо наградить очень сладкими и вкусными призами. (Все животные собираются на этом привале и вручают сладкие призы ребятам).