Елена Киселева
Музыкально-познавательное занятие «Путешествие в Японию. По следам матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей старшего дошкольного возраста в самовыражении.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
2. Развивать интерес к историческому прошлому и культуре России
3. Познакомить с историей возникновения первой матрёшки
4. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями).
Развивающие:
2. Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки
Публикация «Музыкально-познавательное занятие „Путешествие в Японию, По следам матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
3. Развивать умение правильно выполнять движения в соответствии с текстом
4. Рзвивать чувство ритма
5. Развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного
6. Формировать у детей правильную артикуляцию и ясное произношение слов.
Оздоровительные:
1. Продолжать упражнять детей в ходьбе по кругу по одному, парами, следить за осанкой; развивать умение переключаться с одного вида движения на другой.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Методы:
Игровой, наглядный, практический, творческий.
Приемы:
провокация в среде, беседа, индивидуальная, групповая форма работы.
Материалы и оборудование
: Мультимедийное оборудование, матрешки-маракасы (изготовленные детьми заранее – засыпать внутрь матрешек горох, костюмы моряков, русские народные сарафаны, костюм японки, кораблик, матрешка, синяя ткань, музыкальный центр.
Ход занятия
Вводная часть
В зале, на полу, расположена «провокация в среде»-синяя ткань (море, кораблик, в нем находится матрешка.
Слайд 1. Солнышко.
Муз. рук. Исполняет Попевку «Здравствуйте» (на звуках в миноре cces-поет «здравствуйте» муз. рук., cces-дети отвечают «здравствуйте», затем на звуках в мажоре ССE- муз. рук. ,CCE- дети отвечают)
Муз. рук. : «Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас сегодня необычного в зале»?
Дети: «Гости, матрешка на корабле».
-Правильно, к нам сегодня пришли гости. А когда приходят гости, что нужно сделать?
-Поздороваться.
-Молодцы, поделимся хорошим настроением с нашими гостями и поприветствуем их?
Попевка «Здравствуйте, гости»
На звуках CDEFF(ритмический рисунок- I П I I)-здравствуйте, гости.
На звуках GFEDC (П П I)-добрый, добрый день.
Муз. рук. (рассматривая «провокацию на полу»)
-Ребята, а что это у нас за декорации сегодня в зале?
-Море, матрешка плывет по морю, это вода.
-Почему у нас вода, матрешка? Как, вы думаете, это может быть связанно?
-Матрешка прибыла в Россию из Японии.
-Правильно, наша русская матрешка родом из Японии. Как нам узнать, где находится Япония? (ответы детей). Правильно, страну можно найти на карте или глобусе.
Слайд 2. Карта Мира.
-Внимательно посмотрите на карту, вот здесь находится Япония. Японские острова окружены Тихим океаном, Восточно-Китайским, Охотским, Японским морями. Как вы думаете, на каком транспорте мы можем добраться до Японии? (ответы детей).
И матрешка прибыла в Россию на корабле, переплыв через море. И я предлагаю вам отправиться с матрешкой в морское путешествие, на Родину матрешки. А на чем мы отправимся в морское путешествие?
- На корабле!
-А как называется стоянка для кораблей? (ответы детей) Отправляемся в порт-это стоянка для кораблей! Мы будем с вами под музыку весело маршировать в 1 части, и во 2 части музыки легко бежать (как будто мы опаздываем на посадку).
Слайд 3. Порт.
Музыкально-ритмические движения.
Ходьба (музыкальный фрагмент 2-х частной формы)
Программные задачи: развивать умение переключаться с одного вида движения на другой в соответствии со сменой музыки.
1 часть - Дети идут друг за другом энергичным шагом, высоко поднимая колени, размахивая руками,
2 часть-следя за осанкой, легко бегут на носочках;
Слайд 4. Корабль.
Муз. рук. : «Вот мы с вами и добрались до порта. Проходите на наш корабль, кто нас доставит в Японию»?
-Моряки.
-Позовем наших моряков?
Танец моряков
. -исполняют мальчики
Программные задачи: ходить простым шагом, выполнять танцевальные движения (пружинка с поворотом корпуса, круговые движения руками, ощущать музыкальные фразы.
Остальные дети рассаживаются на стульчики (можно расставить стульчики в виде корабля «конуса»)
II. Основная часть
Слайд 5. Япония. Звучит японский напев, входит японка Юмэ.
Японка: «Здравствуйте, ребята, меня зовут Юмэ. Проходите, присаживайтесь. Что привело вас в наши далекие края»?
Дети рассаживаются полукругом на ковре, вместе с японкой.
-Мы приплыли с матрешкой на ее Родину. Хотим посмотреть, где и кто изготовил первые матрешку.
Японка: «Давным-давно, по легенде, на японском острове Хонсю обосновался беглый русский монах, который и соединил восточную философию с детской игрушкой».
Слайд 6. Фигурки фукурума-дза.
-Он вырезал фигурку буддийского божества счастья и долголетия Фукурума-дза, у которого голова вытянулась вверх от многочисленных раздумий. И в одной из легенд он – пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги.
Куколка была разъемная, а внутри Просветленного пряталось еще несколько таких же «просветлят».
Муз. рук. : «Мы с Вами, сейчас, как монахи попробуем присесть и «помедитировать».
Распевка «Ммммм
», (дети поют «М» на звуках «C», «D» «E», «F»). А теперь споем слоги: Фу-ку-ру-ма, (на каждой ноте-4 слога,сccc-dddd-eeee-ffff-Eeee-Dddd-Cccc.)
Программные задачи: Петь выразительно, протягивая гласные звуки, точно интонировать, расширять певческий диапазон.
Слайд 7. Ритмические формулы (чередование изображений больших и маленьких фигурок фукурума).
Муз. рук. : «Посмотрите, какие у нас фигурки. Большие и маленькие - представим, что это наши нотки - длинные и короткие. Кто желает прохлопать песенку Фукурума?»
Дети по желанию прохлопывают ритмические формулы.
Ритмические формулы
Программные задачи:
1. Проговаривать ритмические формулы (долгие и короткие звуки)
2. Прохлопывать ритмические песенки
3. Играть на музыкальных инструментах выложенные ритмические рисунки
Муз. рук. : «Ребята, Фукурума- это и есть прототип русской матрешки!»
Слайд 8. Первая матрешка.
Муз. рук: «Сто лет назад эта игрушка попала в Россию. И в мастерской плотник выточил похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Матрешка покорила весь мир. Является символом России.
Японка: «Да. И в Японии очень любят русскую матрешку. Сейчас я приглашаю вас в концертный зал. На необычный концерт».
Слайд 9. Оркестр Матремин.
Слушание музыки. Оркестр матремин
(видео) https://www.youtube.com/watch?v=K6W466FqMkc
Программные задачи:
1. Знакомство с разновидностью оркестров.
2. Умение описывать характер спокойной, протяжной мелодии.
Муз. рук. : «Как вы думаете, что это за инструмент? Ребята, что необычного в этом инструменте»? (ответы детей)
Слайд 10,11. Терменвокс.
-Японцам очень полюбилась русская матрешка. Поэтому японец Масами Такеучи, совсем недавно в 2003г, создал музыкальный инструмент, соединив матрешку и Терменвокс— электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Играют на нем, отводя руки на разное расстояние от антенны. А в ушах у исполнителей –фонендоскоп, что бы каждому слышать свой инструмент.
Ребята, а что вы можете сказать о прослушанной музыке. Какая она?
-Напевная, протяжная, спокойная.
-Правильно. Музыка спокойная, напевная - потому что японцы очень спокойные и рассудительные люди. А русский человек, русская душа, символом которой и является матрешка, она какая?
-Веселая, задорная, расписная.
-Поэтому и песни, и танцы у русского народа задорные и веселые. А сейчас мы покажем, какой музыкальный инструмент мы с вами изготовили, и исполним веселую, задорную музыку, отличную от музыки спокойной, напевной.
Слайд 12. Русский народный оркестр.
Музыкально-ритмические движения. Оркестр шумовых инструментов.
Программные задачи: четко, ритмично играть на шумовых инструментах. Эмоционально откликаться на музыкальное сопровождение.
Дети играют на матрешках-маракасах(изготовленных детьми заранее из матрешек и гороха) под русскую народную плясовую.
-А еще русская матрешка любит петь и танцевать, играть в русские народные игры. А вы любите петь? Сейчас покажем всем, как вы умеете петь частушки!
Русские частушки. Программные задачи: Петь эмоционально, четко проговаривая слова, точно интонируя.
Девочки выстраиваются полукругом, исполняют частушки:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех «матрешками» зовут
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри
Кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
А внутри пустая –
В ней живет шестая.
А в шестой – седьмая,
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры куколки стоят.
«Сколько вас»? – у них мы спросим,
И ответят куклы: «Восемь»!
III. Заключительная часть.
Слайд 13. Морское побережье. Звучит фонограмма звука морского прибоя.
Муз. рук. Японка: «Вот как мы повеселились! А теперь, отправимся на морское побережье, позагорать, поиграть и отдохнуть».
Игра «Море волнуется раз»
. Программные задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, быстроту реакции.
Дети встают в кружок или в линию лицом к японке (ведущей). Хором произносят считалку: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура на месте замри», чтобы разбушевавшиеся волны (японка) не смогли смыть фигуры в море нужно очень хорошо замереть в различных неподвижных позах.
Музыкальный руководитель сопровождает всю игру музыкальным сопровождением.
Игра «Волны».
Программные задачи: релаксация, снятие эмоционального напряжения.
Японка собирает детей вокруг себя и говорит: «А теперь ложитесь позагорать. В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя».
Муз. рук. : «Мы сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, (дети двигают руками, ногами по желанию) будем шелестеть и журчать (произносят различные звуки, улыбаться и искриться на солнышке (улыбаются)».
-Вот, и настало время возвращаться в детский сад. А на чем нам быстрее всего будет вернуться назад в Россию?
-На самолете!
- Верно. Мы полетим на самолете, прямо в группу. До свидания скажем всем друзьям!
-До свидания!
Слайд 14. Самолет. (звучит фонограмма - звук самолета, дети расставляют «крылья» - руки, и друг за другом выходят из зала).