Татьяна Завалишина
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игре
▼ Скачать + Заказать документы
«Путь к успеху через игру»
Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения. У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение – «ребенок-ребенок», «ребенок-дети» идет по собственному побуждению, т. к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети, как он, что свои желания приходится соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения. Игра ребенка – это его очень важная «работа». Но работа особая, она одновременно доставляет удовольствие, развивает и обучает, вводит в общество. В игре ребенок моделирует свою взрослую жизнь и фактически творит самого себя. И родители тоже, организуя игру ребенка, моделируют и творят его жизнь.
Публикация «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игре» размещена в разделах
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Из детской игры вырастает и стиль взаимодействия личности с обществом. Игра дает ребенку знания о самом себе. Он узнает, что может сделать в мире, в чем силен и в чем слаб и как ряд неудач может привести к успеху.
У детей старшего дошкольного возраста есть все необходимые предпосылки, обеспечивающие возможность формирования у них коммуникативных умений, которые лежат в основе культуры межличностного общения. Нормы и правила культурного общения легче усваиваются ребенком, если заложены в игровую форму. Поэтому коммуникативные игры признаются эффективным средством приобретения опыта культурного общения со сверстниками и взрослыми.
Большая роль в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста отводится игре. В дошкольном возрасте игра – своеобразный свойственный только дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Учитывая, такие огромные воспитательные возможности игры педагог, должен именно в игровой деятельности детей находить возможности для удовлетворения потребностей ребенка в признании и уважении со стороны сверстника в процессе общения.
Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась естественным для ребенка видом деятельности, мотив которой лежит в самой ее сущности. В старшем дошкольном возрасте игра является способом усвоения общественного опыта. Игра сближает детей, вызывает интерес друг к другу, объединяет. Во-первых, игра-ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предлагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.
Коммуникативные игры можно играть и на занятии, и на прогулке, на празднике или веселой досуговой вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий.
Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.
Таким образом, коммуникативные игры – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества. Наша основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Таким образом, игра может стать мощным инструментом,
помогающим нам достигать успеха в различных сферах жизни. Она
развивает наши умственные способности, учит сотрудничеству и
настойчивости, помогает нам лучше понять себя и мотивирует нас к
дальнейшим достижениям. Поэтому не стоит недооценивать значение
игры в нашей жизни - она может стать ключом к вашему будущему
успеху.