Елена Трапезникова
Конспект интегрированной ОД в разновозрастной группе по познавательному развитию «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной образовательной деятельности в разновозрастной группе по познавательному развитию
"Птицы - наши друзья"
Разработала: воспитатель МБДОУ "Детский сад с. Малобыково"
Трапезникова Е. И.
Цель: Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Формировать интерес к миру животных, желание наблюдать за птицами и помогать им.
Публикация «Конспект интегрированной ОД в разновозрастной группе по познавательному развитию „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
2. Закрепить понятия " перелетные и зимующие птицы ".
3. Закрепить знания о весенних заботах птиц
4. Учить классифицировать птиц по заданным признакам.
5. Формировать умение проводить исследовательскую деятельность с пером.
Развивающие задачи :
• Активизировать словарь детей по теме «Птицы».
• Стимулировать мыслительную и речевую активность детей
• Развивать мелкую моторику рук в процессе выполнения практического задания.
• Развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг с другом.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
-Наблюдение за птицами во время прогулки;
-Чтение стихов, рассказов о птицах (В. Бианки «Кто чем поёт?», «Хитрый лис и умная уточка», русская народная сказка «Лиса и журавль», Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» и др.
-Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметных картинок с изображением различных видов птиц.
Материал к НОД:
Демонстрационные картинки " Зимующие и перелетные птицы ", иллюстрации с изображение весеннего и зимнего деревьев, камешки, перья, ножницы, лупы, мяч. Дидактическая игра "Весенние заботы птиц"аудиозапись «Голоса птиц весной
Ход занятия.
Собирайтесь вместе в круг.
Я твой друг – и ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас и наших гостей. Давайте их поприветствуем и подарим свои улыбки.
Воспитатель:
Снег и лед на солнце тают,
с юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла.
Дети: Весна!
Воспитатель:
У Весны есть три братца. Как их зовут? Назовите.
Дети: март, апрель, май.
(В зал влетает шарик с письмом)
Воспитатель: Ребята, посмотрите что это за шарик, а здесь и письмо. Давайте прочитаем.
-Дорогие ребята, злая Фея закрыла птиц в волшебную шкатулку, если их не выпустить то на Земле случиться беда.
Помогите пожалуйста!
Ваша Весна
Воспитатель: Что же делать?
Дети : Помочь птицам.
Воспитатель: а что может случиться если исчезнут все птицы?
Дети. Без птиц на земле начнет пропадать растительность. Появятся пустыни. Без растительности пропадут и насекомые. Жизни станет меньше. Пропадут лесные звери.
Воспитатель: тогда давайте скорее искать эту волшебную шкатулку.
Дети. Вот она. а здесь записка.
Чтобы их выпустить птиц нужно отгадать загадки.
«Отгадай загадку».
1. Сильная, большая птица
Даже кошки не боится.
Очень важная персона –
Чёрно-серая… (Ворона)
2. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка)
3. Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей
Кто же это: (воробей)
4. В лесу на ветке она сидит,
Одно лишь «ку-ку» она нам твердит.
Года она нам всем считает
И птенцов своих теряет.
(кукушка).
5. Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
«Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу».
(дятел).
6. На шесте веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец,
А зовут его… (скворец)
(После каждой правильно отгаданной загадки, воспитатель вытаскивает картинку птицы и выкладывает ее на столе.)
Воспитатель : Молодцы. Все загадки отгадали правильно.
посмотрите на этих птиц к каким группам они относятся? правильно это перелетные и зимующие. Возьмите себе по птички посмотрите на них.
"Перелетные и зимующие птицы"
У нас есть два дерева, зимнее и весеннее. На зимнее дерево посадите птиц зимующих, а на весеннее перелетных.
Воспитатель: молодцы ребята.
Давайте нашим птицам споем песенку.
Песня "Зравствуйте птицы"
Ребята а вы знаете как называются детеныши птиц? Будьте внимательны!
Игра «Назови детеныша» игра с мячом)
У грача– грачонок – грачата.
У аиста – аистёнок – аистята.
У стрижа – стрижонок – стрижата.
У журавля– журавленок – журавлята.
У кукушки – кукушонок – кукушата.
У лебедя – лебедёнок – лебедята.
У скворца – скворчонок – скворчата.
У гуся – гусёнок – гусята.
У сокола – соколенок – соколята
Воспитатель: У птиц весной много дел, они не только поют веселые, звонкие, напевные весенние песенки, но они еще и трудятся.
- Давайте с вами, определим, чем они занимаются весной.
Задание для детей : Выложите последовательно «весенние заботы птиц»
Дети выкладывают картинки: (вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают яйца, выкармливают птенцов)
Физкультминутка «Шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
- Ребята, вспомните чем мы зимой подкармливали птиц.
- Правильно, семечки подсолнечника, крошки хлеба семена растений
Тактильная игра «Узнай корм на ощупь»
(В разных мешочках лежат семена пшеницы, подсолнечника, хлебные крошки.
Игра "Узнай на ощупь"
Ксюша у нас сегодня хорошо поработала. Теперь она понесет угощение птицам.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему птиц называют пернатыми?
Дети. потому что тело птиц покрыто перьями.
Воспитатель: как вы думаете, что помогает птицам летать?
Конечно перья. Они покрывают все части тела и защищают птицу от дождя, ветра, жары и холода. Именно перья помогают птице подняться высоко в небо и летать.
Как вы думаете у всех ли птиц одинаковые перья? (нет)
Чем они отличаются? (размером, цветом, формой)
В: - Я предлагаю вам рассмотреть перья, которые лежат у вас на столах, в нашей лаборатории
Опытно - исследовательская деятельность
В: Проходите, занимайте места.
Прежде чем приступить к работе, вспомним правила:
- все, что лежит на столе – весь материал, а также руки, пальцы во время работы нельзя брать в рот;
- во время работы нельзя трогать и тереть глаза;
- в работе с ножницами мы должны быть очень осторожны, так как это опасный предмет – нельзя размахивать ножницами, нельзя держать с открытые лезвия и направлять их нужно только вниз;
- во время работы нужно быть внимательными, аккуратными, и четко выполнять команды. Готовы?
(Работа с раздаточным материалом)
ОПЫТ – 1 «Строение пера и его вес»
В: Ребята, у каждого из вас на столе лежат перья. Теперь рассмотрим, как устроено перо птицы. Возьмите в руки перо, осторожно потрогайте его.
У пера посередине есть упругий стержень и по обе стороны от него плоское, довольно упругое перьевое полотно. Оно называется опахалом. Что можно сказать про перо, какое оно? (Оно большое, легкое, плотное, твердое, упругое)
Давайте, убедимся в том, что перо легкое: положите перо на ладонь, во ворую руку возьмите камушек. Взвесим. Что легче? (перо легче)
В: Какой сделаем вывод? Вывод: Перо легче маленького камушка.
ОПЫТ – 2 «Почему перо лёгкое?»
В: Интересно, почему же перо такое легкое? Давайте посмотрим, что внутри стержня. Возьмите ножницы (будьте очень осторожны) и срежьте немного стержня с краю, отложите ножницы, теперь возьмите увеличительное стекло и посмотрите, что находится внутри стержня? (он пустой)
В: Правильно. Значит, вот почему перо легкое?
В: Какой сделаем вывод?
Вывод: Перо легкое, так как внутри пустое.
В: Перья не только помогают птицам взлетать и держаться в воздухе, но также спасают их от ушибов и повреждений. Перья, как любая одежда, требуют тщательного ухода, и птицы чистят свое оперение с помощью клюва. Самый важный осмотр перьев проводится осеню, т. к. зимующие птицы готовятся к зиме, а перелетные к отлету в теплые страны.
Воспитатель: У птиц есть широкие крылья и хвост. Тело птицы покрыто перьями. Перья у птицы разные. Есть легкие перья с полым стержнем. Есть жесткие маховые перья. Перья хвоста рулевые, служат для управления полетом, для равновесия.
Пуховые перья — согревают птицу.
Птицы бывают разные (презентация)
:большие и маленькие. Есть очень большие, размером с человека - это птица страус.
А есть очень маленькие птички, размером с бабочку - самая маленькая птичка Колибри.
Есть птицы с красивым, ярким оперением -
Это птицы : павлин, колибри, утка мандаринка, щегол.
Воспитатель: А есть птицы с неяркой внешностью, зато умеющие красиво петь. Назовите их.
Дети: Жаворонок, соловей.
Воспитатель: Ребята, а все птицы умеют летать?
Дети: Нет, не летают страус, пингвин.
Воспитатель: Правильно, зато страус быстро бегает, а пингвин хорошо плавает.
Воспитатель:
Очень красиво весной: цветут деревья, кустарники, множество разнообразных цветов. А сколько птиц поют на разные голоса.
- Ребята, давайте закроем глаза и послушаем. (Звучит аудиозапись «Пение птиц весной»).
- Как вы думаете, почему птицы так рады?
Ответы детей : потому что они вернулись домой…
Игра «Почемучка»
-Почему весной к нам возвращаются перелетные птицы?
(Потому что в наших краях становится тепло, для них появляется много корма).
-Первыми к нам прилетают?
(Грачи, потом скворцы, ласточки, соловьи).
-Какая перелетная птица не строит своего гнезда?
(Кукушка).
- Где находится гнездо жаворонка?
(В поле или на лугу на земле)
-Для какой птицы люди весной строят домики?
(Для скворца).
Сделать домик для скворца (аппликация)
Дети наклеивают на лист картона заранее подготовленные детали. Должна получится картинка - скворечник на берёзе.
Занимайте места за столами. Но сначала подготовим наши пальчики к работе.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Птичка прилетела,
Головкой повертела.
Поклевала крошки
Из моей ладошки.
Пёрышки встряхнула,
Быстро упорхнула. (Машем кистями рук.
Пальцы собраны в щепоть.
Выполняем повороты кистями рук.
На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта.
Изображаем, как птичка клюёт зёрна.
Машем кистями рук.)
Заключительная часть:
Дети выполняют аппликацию, в конце занятия организовывается выставка детских работ.
- Ребята, вы молодцы. Хорошо потрудились. Замечательные скворечники у вас получились.
Птицы - это наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов. Без птиц нам не обойтись. Давайте же всегда относиться к птицам бережно, с любовью, ведь птицы — наши друзья, об этом помнить должны мы всегда!