Ольга Аршинова
Занятие по развитию речи «Птицы Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель обращает внимание детей на сезонные изменения за окном. Дети наблюдают и включаются в беседу. Вопросы воспитателя:
- Какое время года?
- Как мы скажем о зиме, если мы ее долго ждали (она приносит радость)
- Что вы можете сказать о жизни птиц зимой?
- Все ли птицы остаются с нами зимовать? Почему? Как мы называем таких пернатых?
Воспитатель вместе с детьми выслушивает варианты ответов и просит обобщить кого-то из детей.
2. Воспитатель предлагает занять свои места и показывает телеграмму.
Публикация «Занятие по развитию речи „Птицы Мордовии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Природа Мордовии
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Случилась беда. Птицелов поймал всех птиц и посадил в клетку. В лесу не слышно птичьих голосов, лес опустел. Птицы просят помощи. Мы им можем помочь, освободить их, выполнив все задания, которые прислал нам птицелов.
Задание 1. «Отгадай загадку»
(правильный ответ размещен на экране ноутбука)
-Кто летает, кто стрекочет
Рассказать нам новость хочет?
(сорока)
-Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде
У нее птенцы в гнезде?
(клест)
В лесу темно, все спят давно,
Одна птица не спит, на суку сидит
Мышей сторожит.
(сова)
Кого называют санитаром леса
(дятел)
Грудка ярче, чем заря,
У кого?
(у снегиря)
Воспитатель: Молодцы. Мы открыли первый заслон двери в ловушке птицелова.
Задание 2. «Помоги найти гнездо»
Дети на плакате соединяют стрелками птиц с их гнездами.
-голубя с голубятней
-сову с дуплом
-клеста с елкой
-сороку с неряшливым гнездом
-воробья с небольшим гнездом
По мере выполнения заданий, педагог сообщает детям, что открываются еще заслоны в ловушке.
Задание 3. «Какая птица лишняя и почему?»
(каждый ребенок получает конверт, где находятся 4 картинки с изображением птиц. Выделяется лишняя и объясняется свой выбор.)
-ворона, синица, воробей, соловей
-сова, снегирь, дятел, сорока
-синица, скворец, трясогузка, утка
-воробей, соловей, ворона, кукушка
-сорока, синица, клест, дятел.
Физкультминутка
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны
Кар-кар-кар (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают
Кар-кар-кар (тихо)
(Дети бегают, размахивая руками как крыльями. Садятся на корточки, руки под щеку, засыпают)
Задание 4. «Кто чем питается»
(Дети приглашают к плакату, где изображен корм для птиц (под каждым кармашек). Ребенок выбирает карточку с изображением птицы. Объясняет свой выбор и помещает в определенный кармашек.
Синичка-сало
Снегирь-рябина
Клест-шишка
Дятел-насекомые
Голубь-семечки
Задание 5. «Составь птицу»
(В индивидуальных конвертах находятся части плоскостных изображений птиц. Опираясь на изображение птицы на экране ноутбука, дети собирают пазлы в единое целое. Педагог оказывает помощь, если это необходимо.
-Воспитатель
Ловушка птицелова открылась. Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Давайте подумаем, как бы они поблагодарили нас за свое освобождение.
(ответы детей)
-Воспитатель-…конечно же, своим пением.
На экране появляется изображение птиц на кормушке по мере узнавания птичьих голосов дошкольниками.
-Воспитатель: Пусть всегда слышатся их голоса, а мы с вами будем помогать нашим пернатым друзьям.
-Воспитатель: Вспомните, как мы помогаем птицам зимой?
(развешиваем кормушки, подкармливаем)
-…а летом? (не позволяем разорять гнезда, стрелять из рогатки, бросать в птиц камнями)
-…а весной? (развешиваем скворечники, раскладываем на видных местах кусочки ваты, ткани для постройки гнезд)
3. Итог.
-Что вам больше всего запомнилось?
(Ответы)
-Почему нужно заботиться о птицах?
-Как они отблагодарят нас за нашу заботу летом (своим прекрасным пением, а также помогут в борьбе с вредителями в наших садах, лесах, огородах)
Недаром народная мудрость гласит «Птиц, зверей оберегай и всегда им помогай»
Использованная литература
1. Н. В. Нищева «Конспекты занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР»
2. Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке»
3. Т. А. Шорыгина «Птицы, какие они?»
4. А. П. Прохоров «Синичкин сарафан»