Марина Безрукова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Птицы-соседи, птицы-друзья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Формировать обобщенные представления о птицах
• Продолжать прививать интерес ко всему живому
• Развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи
• Познакомить с литературными произведениями о птицах
• Воспитывать чувство сопричастности к окружающей природе
1. Беседа: «Что мы знаем о птицах?»
Цель: уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему „Птицы-соседи, птицы-друзья!“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
2. Экологическая игра «Отгадай, какая птица»
Цель: учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням.
3. Экологическая игра «Птичья столовая»
Цель: дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
Развивающая среда: иллюстрации – зимующие и перелетные птицы, календарь наблюдений за зимующими птицами; набор маховых и пуховых перьев; 2 листа бумаги, веер; запись «Голоса птиц в природе».
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с Вами поговорим о наших пернатых друзьях (включается грамзапись с голосами птиц).
Вопросы:
- Каких птиц вы узнали по голосу?
- Можно ли их услышать сейчас в природе?
- Почему нельзя?
- Почему они улетели?
- Какой корм едят эти птицы?
- Где сейчас эти насекомые? (ответы детей)
Подводим итог: птицы улетели в дальние края, так как с похолоданием для них не стало корма.
Предложить детям назвать их один словом, показать на картинках.
Воспитатель:
- Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели от нас, а остались зимовать. Как мы назовем их одним словом? (ответы детей) Давайте посмотрим на них (дети рассматривают картинки с изображениями зимующих птиц).
- Посмотрите, кого вы здесь видите? Как вы догадались, что это за птицы? (по внешнему виду)
- Давайте скажем несколько слов о том, какие это птицы. Можно использовать слова, которые описывают и внешний вид, и повадки.
(Снегирь – красногрудый, чернокрылый; ворона – важная, горластая; сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа, пестрая; голубь – сизокрылый; воробей – веселый, шустрый, маленький.)
Воспитатель с детьми рассматривают календарь, вспоминают, кто кормится на участке, каких птиц можно увидеть в округе. Выясняют: все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, но зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кормушках – это доброе дело людей, любящих природу.
Воспитатель:
- Отгадайте, кто поет песню «синь-синь-синь» (трещит, чирикает, воркует, каркает?
- А теперь посмотрим, что делают снегири? (Склевывают рябину.) Покажите, как они это делают.
- А что делает воробей? (Клюет, прыгает, летает)
- А сорока? (Прыгает, скачет по снегу.) Покажите, как она делает это.
- Синица? (Поет.) Спойте. Низким (высоким) голосом.
- Голуби? ( Воркуют: гру-гру-гру.)
- Ворона? (Важно ходит, громко каркает.) Покажем.
- А теперь поиграем в игру «Отгадай, какая птица». (Дети по повадкам, описанию внешности, пению угадывают птиц.)
Воспитатель:
- Что вокруг нас? Когда воздух можно почувствовать? Можно ли увидеть воздух? Почему человек не может взлететь? (Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь.)
- Посмотрите, что у меня в руках? (ровный и скомканный в шар листы бумаги) Давайте посмотрим как будут падать листы. (Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги)
- Объясните, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист – медленно планируя? (ответы детей)
Делается вывод: гладкий лист – легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.
Детям предлагается подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний детей воспитатель дает им птичьи перья для рассматривания (маховые и пуховые).
Воспитатель:
- Чем перышки отличаются друг от друга?
- Какое из них согревает птичку и называется пуховым?
- Где на теле у птицы растут пуховые перья?
- Какое перо помогает птице летать и называется маховым?
- Легкое оно или тяжелое? Почему оно легкое?
- Где у птицы на теле есть маховые перья?
Воспитатель, на примере веера, показывает как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.
Воспитатель:
- Что еще делает птицу легкой?
- Как она ест – много или мало?
- Часто или редко?
Делается вывод о том, что помогает птице летать по воздуху, как она приспособлена к наземно-воздушному образу жизни.
Птицы летают, потому что у них: широкие крылья и хвост; легкие перья с полым стержнем; жесткие маховые перья; птицы легкие, т. к. едят понемногу и часто.
Физкультминутка: Птички
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
Воспитатель:
- Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддерживать птиц.
Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи, овсянки, преимущественно для них же годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно – утащат вороны.
Воспитатель:
-Ребята, давайте и мы с Вами сделаем кормушки для птиц своими руками и тем самым поможем друзьям птицам. (Дети с воспитателем изготавливают кормушки (на листы плотного картона приклеиваются с двух сторон пшено, семечки, семена трав и пр.) для птиц и вешают их на участке д. сада)
Воспитатель:
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку.
И пойдет веселый стук –
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Ребята, Вы очень постарались. Надеюсь, о птицах- соседях, птицах-друзьях Вы никогда не забудете. И каждую зиму будете приходить им на помощь!