Ольга Камодина
Конспект НОД «Животные Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему «Животный мир Мордовии»
Программное содержание: 1. Уточнить и расширить представление детей о разнообразии животного мира мордовского края 2. Развивать разговорную речь. 3. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Природа Мордовии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Оборудование: картинки с изображением диких животных, фишки разного цвета, Предварительная работа: чтение рассказов о животных, составление описательных рассказов по вспомогательной схеме, рассматривание альбома «Дикие животные», беседа о Мордовии.
Словарная работа:«Красная книга», пойма реки, среда обитания, на грани исчезновения, барсук, тушканчик, браконьерство.
Ход занятия
Вводная беседа о Мордовии. -Ребята, кто знает, как называется республика, в которой мы живем? (Мордовия) -Столица Мордовии? (Саранск) Сегодня я вам расскажу о жизни животных, которые обитают в Мордовии. -Какие животные живут в лесу? Правильно дикие. Дикие животные сами добывают себе еду, заботятся о своём пропитании. -А каких диких животных вы знаете? (Лиса, медведь, волк, белка, заяц, лось, кабан)
-Молодцы! Итак, в лесах Мордовии живут зайцы (рассматривание картинки). Опишите мне зайца.
Дети описывают животных используя вспомогательную схему.
- Заяц серого цвета, с длинными ушами, быстро бегает.
- А в какое время года шуба у зайца белая? (Зимой)
- А серая? (Летом)
В лесу живут волки - это хищники, они питаются мелкими грызунами. Что можно сказать о волке? (Большой, серого цвета, с большими зубами)
- Посмотрите на эту картинку, кто на ней изображён? (Лиса). - Расскажите мне о лисице (Рыжая плутовка, с пушистым длинным хвостом). У лисицы очень красивая шуба. Зимой в такой шубе ей не холодно. Питается лиса мелкими животными. -А на этой картинке кто изображён?. (Свинья) Нет, ребята, это дикий кабан, он живёт в лесу и похож на домашнюю свинью. У кабана очень большие и острые клыки. Он большого размера, роет землю клыками, питается желудями и пойманной добычей. -Посмотрите на эту картинку, кого вы видите? (Белку) Если присмотреться в лесу на деревья, то можно заметить среди листвы белку. Кто знает, что ест белка? (Орехи, грибы, шишки). Белка небольшой зверёк, очень быстро бегает и прыгает. Она на зиму заготавливает себе еду и прячет в дупла деревьев. У неё очень красивый хвост. -Ребята, вот, сколько диких животных обитает в лесах нашей области. Давайте их назовём? (Заяц, кабан, белка, лиса, волк)
Но я вам рассказала только о некоторых из них, на самом деле их гораздо больше.
Физкультминутка:
Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли. В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнулись
В Мордовии также обитают : лось, бобер, хомяк, бурый медведь, черный хорек. (Воспитатель рассказывает о животных, сопровождая рассказ показом картинок) .
В лесах Мордовии живут лоси.
Лось очень красивое животное. Питается листьями деревьев и кустарников, а также корой деревьев. Бобер живет в поймах рек, питается корой деревьев. Днем спит, а ночью он выходит из своей норы. При опасности бобер громко хлопает хвостом по воде и ныряет. Так он предупреждает всех остальных бобров об опасности. Черный хорек питается мышами. Охотится только ночью, днем почти не выходит из своей норки, если только очень сильно проголодается.
Игра «Будь внимателен».
А сейчас мы с вами поиграем. Я буду вам называть признаки то го или иного животного, а вы должны будете его отгадать. Кто будет самым внимательным, получит фишку. Итак.
- Это животное маленького размера. У него длинный, пушистый хвост, бегает по деревьям, грызёт орехи? (Белка) - Животное похоже на свинью, у него большие клыки, ест жёлуди? (Кабан) - У этого животного очень красивая рыжая шубка. Это животное очень хитрое? (Лиса) -Это животное зимой спит в берлоге. Питается ягодами, зелеными растениями, насекомыми? (Медведь)
Дидактическая игра 4 лишний
Воспитатель показывает карточку-схему и предлагает выполнить задания.
- Назови всех хищных животных? (волк, лиса, тигр)
В настоящее время в лесах Мордовии очень редко встречаются такие животные как : бурый медведь, выдра, норка, барсук, бобер, тушканчик.
Эти животные занесены в «Красную книгу».
-Ребята вы знаете почему книга красная»? красный цвет – это цвет надвигающейся опасности.
Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе!
Воспитатель: Такая книга есть и в нашей Мордовии. (демонстрация книг) Она состоит из двух частей: растительный и животный мир. Что относится к растительному миру?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, это - деревья, кустарники, цветы, трава, грибы, ягоды, мхи, лишайники и т. д.
Воспитатель: А что относится к животному миру?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это - звери, птицы, рыбы, насекомые. Воспитатель: В Красную книгу Мордовии занесены редкие, исчезающие виды животных и растений, на защиту которых следует обратить особое внимание.
Воспитатель обобщает ответы детей.
- Как вы думаете, почему этих животных становится все меньше и меньше? (ответы детей) -Правильно. Из-за загрязнения окружающей среды, вырубки лесов, браконьерства эти животные находятся на грани исчезновения и нуждаются в охране.
Ребята вместе с воспитателем рассказывают о правилах поведения в лесу. (Рассказ сопровождается показом картинок) .
Итог занятия В завершении воспитатель читает стихотворение М. Пляцковского «Родина».
Слышишь песенку ручья? Это - Родина твоя. Слышишь голос соловья! Это - Родина твоя. Звон дожей и шум ветвей, И в саду смородина- Это тоже Родина.
Каждый ребенок говорит по одной строчке из стихотворения Е. Каргановой.
Мы хотим, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели. Чтобы речка серебрилась. Чтобы белочка скакала, И под елкой жил смешной колючий еж, Чтобы летом лил веселый дождь!