Ирина Андрейченко
Психолого-педагогическое сопровождение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги темой моего сегодняшнего выступления является «Психолого - педагогическое сопровождение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». В начале своего выступления я бы хотела немного рассказать о психологических аспектах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
К старшему дошкольному возрасту доминирующим мотивом деятельности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект. Именно на этом этапе ребенок осмысленно принимает познавательную задачу.
Экспериментально-исследовательская деятельность вызывает интерес к исследованию предметов окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.) Она стимулирует познавательную активность, любознательность, активирует восприятие научных знаний о предметах и явлениях.
Исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.
Процесс познания – творческий процесс, и задача взрослых (педагогов и родителей) – поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
А теперь перейдем к психолого-педагогическим условиям, которые способствуют развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
– Создание предметно-развивающей среды для проведения исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
– Взаимодействие с родителями по вопросам организации исследовательской деятельности дошкольников в условиях семьи.
– Формы организации познавательно-исследовательской деятельности взрослого с ребенком;
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
Основными требованиями, предъявляемыми к развивающей предметно-пространственной среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Важную роль в развитии исследовательской деятельности детей играет Центр экспериментирования. В этих целях для детей дошкольного возраста создается в группе центр экспериментирования. Задачи Центра экспериментирования: развитие естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Центр экспериментирования делится на следующие компоненты:
компонент дидактический. Познавательные книги, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
компонент оборудования. Приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стекла, весы, песочные/механические часы, компас, магниты, линейки, треугольник, разнообразные сосуды из различных материалов, разной конфигурации и объема; сита, воронки разного размера и материала.
компонент стимулирующий
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья и др. ;
• утилизированный материал: проволока, ткани, пробки и др. ;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
• разные виды бумаги:
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
• пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, мензурки, резиновые груши и другие прочие материалы
Таким образом для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Перейдем к следующему условию «Взаимодействие с родителями по вопросам организации исследовательской деятельности дошкольников в условиях семьи»
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы: родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы: устные журналы, экскурсии, родительские клубы.
В дошкольном учреждении можно использовать следующие формы работы с родителями по вопросам организации исследовательской деятельности с детьми.
Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребенка, его работоспособность, самостоятельность, инициативность, его исследовательские навыки. А также совместный с родителями поиск преодоления негативных тенденций к познавательно-исследовательской деятельности.
Посещение культурных учреждений при участии родителей (музеи, библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире, сбора информации и фактов при реализации познавательно-исследовательских проектов.
Совместные экскурсии ребенка с родителями по району проживания, городу - с целью поиска исторических сведений о нем.
Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребенку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.)
Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», и др. с целью расширения кругозора дошкольников.
Совместная работа родителей с ребенком над созданием семейных альбомов, «Моя родословная», «Страницы памяти» и др. ; создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т. д.
Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.
Таковы формы взаимодействия с родителями по вопросам организации исследовательской деятельности дошкольников в условиях семьи.
Следующим условием психолого-педагогического сопровождения является «Формы организации познавательно-исследовательской деятельности взрослого с ребенком».
Подробнее об формах исследовательской деятельности детей дошкольного возраста расскажет моя коллега.
Я хочу подытожить свое выступление. Правильно организованные психолого-педагогические условия способствуют развитию у детей познавательного интереса, самостоятельности, инициативности и, конечно, развитию исследовательской деятельности.