МААМ-картинки

Консультация «Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Гагарина Светлана
Консультация «Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему, но не смотря на многочисленные рекомендации в детских садах эта тема является одной из главных.

Публикация «Консультация „Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах

Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на физиологическом и на психологически-социальном уровне. Н. В. Кирюхина выделяла адаптацию в трех аспектах :

1. биологическая адаптация – процесс активного взаимодействия организма со средой;

2. социальная адаптация – способность приспосабливаться к социальным условиям;

3. физиологическая адаптация – реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации [3].

У каждого ребенка адаптация в детском саду проходит по-своему. Ее можно разделить на три вида: легкая, средняя, тяжелая.

• Легкая адаптация – ребенок чувствует в саду прекрасно и активно вливается в детсадовскую жизнь или происходят незначительные изменения в состоянии, настроении, различные колебания и сдвиги нормализуется в течение 10–15 дней.

Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, за это время ребенок может потерять в весе, заболеть и могут быть признаки стресса. Малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго.

• Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Средняя и тяжелые формы адаптации схожи по своему проявлению, но различаются в продолжительности протекания.

Основные признаки привыкания ребенка к дошкольному образовательному учреждению:

– ребенок плачет, собираясь в сад;

– тяжело расстается с родителями в саду;

– снижение аппетита (или отказ от еды в детском саду);

– нарушение сна;

– различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т. д.);

– снижение иммунитета, повышение заболеваемости [4].

Следует отметить то, что в младшем дошкольном возрасте потребность в общении со сверстниками только формируется. Из-за неумения договориться и отсутствия навыков совместной игры часто возникают конфликты. И, следовательно, первые дни в дошкольном учреждении оставляют негативное впечатление у ребенка. Результатом чего являются слезы, истерики, отказы от дальнейшего посещения данного учреждения. Есть такие дети, первое время ходят в детский сад с удовольствием. Но, через неделю или больше могут проявить негативизм и отказ посещения детского сада. Происходит это от того, что проходит интерес, так называемый эффект новизны. Когда новые игрушки уже не интересны и возникают сложности установлении контакта со сверстниками. У ребенка в период адаптации к детскому саду преобладают отрицательные эмоции; двигательная активность либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности. Все эти негативные сдвиги в детском организме проходят, когда адаптация заканчивается.

Характер адаптации зависит от нескольких важных факторов:

– Низкий уровень социализации ребенка. Ребенку, который сидит дома под присмотром родителей и не контактирующему со сверстниками, будет сложно адаптироваться, нежели ребенку, который постоянно имеет разлуку с матерью.

– Недооценивание режимных моментов. Часто родители пренебрегают рекомендациями педагогов.

– Низкие навыки самообслуживания или полное их отсутствие. К трем годам ребенок должен уметь элементарные навыки самообслуживания: держать ложку, вилку, одевать колготки, кофту и раздеваться. У ребенка, которого не научили, возможно могут развиться различные комплексы, низкая самооценка.

– Особенности высшей нервной системы, её типа, наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы, индивидуальных особенностей, половых различий.

– Отсутствие регулярного посещения детского садика. Иногда родители приводят ребенка «через день», то проспали и т. д. Регулярное посещение, без пропусков приводит к быстрой адаптации. Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение [1].

Для того чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в работе. Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Создать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей — одна из важных задач, стоящих перед воспитателем. Стоить учесть, что маленькие дети эмоционально заражаемы. Плачущий ребенок может вызвать плач и у остальных. Малыши очень чутко реагируют и на состояние окружающих взрослых. Спокойный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей.

Педагог должен провести родительское собрание, где вместе с родителями смогут разобрать основные вопросы адаптации ребенка : что нужно делать, а что нельзя. Познакомить родителей с режимными моментами. Перед приемом в группу следует провести анкетирование родителей, сбор анамнеза. Это нужно для того, чтобы больше узнать о ребенке: знать его темперамент, привычки, какими навыками он владеет, тем легче педагогу будет найти к нему подход. Чтобы адаптация ребенка прошла менее болезненно нужно тесно взаимодействовать с родителями, совместно выбрать методы и линию поведения работы с ребенком [4].

Со стороны родителей должно быть уважительное отношение к педагогическому персоналу ДОУ. При адаптации ребенка, родитель не должен пугать детским садом, чтобы у него не возникало негативного отношения к учреждению. Так же для быстрой адаптации желательно с ребенком гулять на площадке сада, знакомить с детьми, садом. Безусловно будут полезны совместные просмотры мультфильмов, беседы.

Итак, адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду [1].

В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Цель игр – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период :

1. они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

2. не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

3. должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;

4. всем детям предлагаются одинаковые предметы;

5. инициатором игры выступает взрослый.

Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента.

Как показали научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможности побыть самим собой (таблица 1).

Таблица 1 – Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента.

Тип темперамента Название игр

холерик Подвижные игры, игры с кеглями, игра в мяч,

ритмичные танцы

сангвиник Веселые подвижные игры, танцы под музыку,

хороводы, игры с водой и песком

флегматик Игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок

Игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий :

• Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;

• Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки.

• В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.

• В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.

• В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок). Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно [2].

Игры для налаживания контакта с ребенком.

Дай ручку! Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку. – Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Ку-ку! Оборудование: кукла Петрушка. Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался). – Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет! Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем сновапрячется. Игру можно повторить несколько раз.

Петрушка. Оборудование: кукла Петрушка. Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется. – Я Петрушка – веселая игрушка! Привет-привет! Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои. – Давай здороваться! Дай ручку! После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия. -Давай хлопать в ладошки – хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит. Данную игру можно проводить с группой детей.

Котёнок. Оборудование: мягкая игрушка котёнок. Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его. – Смотри, какой к нам. пришёл котёнок – маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так. Действие сопровождается стихотворением: Киса, кисонька, кисуля! – Позвала котёнка Юля. Не спеши домой, постой! – И погладила рукой. Можно продолжить игру с котё нком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

Шарик. Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони). Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть. – Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке. После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь. – В какой руке шарик – угадай! Правильно угадал – вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз! Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.

Солнечный зайчик. Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев). Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. – Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает – прыг-скок! Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика. – Потрогай зайчика – вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает – поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке – не достать! ЕСЛИ ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями — дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.

Методика проведения игр, направленных на сближение друг с другом и педагогом

Давайте познакомимся. Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых он легкий и неприятности при его ловле исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что безусловно, привлекает малышей). Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но е можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть множество.

Раздувайся, пузырь! Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать» : наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами: – Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Затем со словами: «Он летел, летел, летел и за веточку задел!» дети бегут по кругу в одном направлении. Со словами: «Ш-ш-ш-ш-ш» дети останавливаются, садятся на корточки, опуская руки

Лови – лови! Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5-0,75см с прикрепленной к ней лентой, оканчивающейся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками). Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре (и опять сначала это будет педагог, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, - ребенок). «Лови – лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно. Педагогу необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращая игру в постоянное одергивание.

Игры в работе с детьми в период адаптации

Игра «Найди свой шкафчик». Цель: закрепить знание детьми своих шкафчиков, способствовать знакомству с детским садом и правилами поведения в нем. Ход игры: Дети стоят возле воспитателя, он напоминает детям, что у каждого есть свой шкафчик. Складывать вещи нужно только в свой шкафчик, чтобы они не перепутались с вещами других ребят. Затем воспитатель просит малышей найти свой шкафчик и встать около него. Дети по очереди называют предмет, изображенный на картинке, прикрепленной на шкафчике.

Игра «Мой дружок». Цель: способствовать эмоциональному благополучию детей. Оборудование: пластмассовые крючки, прикрепленные на дверцы шкафчиков в раздевальной комнате; коробка с маленькими мягкими игрушками с прикрепленными на них петлями. Ход игры: Воспитатель приглашает детей посмотреть на зверушек, которые сегодня пришли к детям в гости. Затем дети по очереди достают понравившуюся игрушку. Воспитатель: – Ребята, эти зверушки будут теперь всегда жить в детском саду и ждать вас по утрам, когда вы придете в детский сад. Давайте прикрепим их на дверки наших шкафчиков. Теперь у каждого из вас будет свой дружок!

Игра «Осенние листочки» Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения, взаимодействию детей. Оборудование: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, аудиозапись медленной музыки. Ход игры: Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки. – Давайте назовем, какого цвета листочки. – Гномик приглашает вас потанцевать с листочками. Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку. – А хотите потанцевать с гномиком? Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди. Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика. В заключение гномик благодарит малышей.

Успешно пройденный адаптационный период будет считаться, если: – ребенок начал осваивать навыки самообслуживания, придерживается правил поведения в ДОО, формируются коммуникативные навыки; – эмоциональное состояние в саду спокойное, чувствует себя комфортно; – появляется аппетит; – радостное общение со сверстниками, активное участие в игровых ситуациях. Таким образом, для успешной адаптации ребенка в ДОО необходимо сплотиться родителям и педагогу. Чем быстрее ребенок станет доверять воспитателю, тем безболезненно будет расставаться с родителями, что позволяет поддерживать положительное эмоциональное состояние. Один из важных моментов — формировать познавательную, социальную сферы, где особенно важно воспитывать самостоятельность и инициативность для успешного развития ребенка.

Список используемой литературы:

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Медицина, 1997 – 112 с. [Электронный ресурс]. URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976519244.html ( дата обращения: 15.10.2019).

2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1991 – 64 с. [Электронный ресурс]. URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/09/19/igry-v-adaptatsionnyy-period

3. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2-е изд., 2006. – 112 с.

4. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. И. Капла. — М. : Просвещение, 1983. — 80 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – это достаточно тяжелый и тревожный в процесс. Вступление детей в ясли изменяет обычный.

Проблема адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе Уважаемые, коллеги! Вашему вниманию предлагаю статью о проблемах адаптации детей, и в связи с этим я в очередной раз начинаю свое пятилетнее.

Консультация «Проблема социальной адаптации детей раннего возраста» «Проблема социальной адаптации детей раннего возраста». Изменения, происходящие в современном мире, увеличение скорости передачи и усвоения.

Конспект интегрированного занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ «Путешествие в волшебный лес»Конспект интегрированного занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ «Путешествие в волшебный лес» Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. Задачи: 1. Помочь в преодолении.

Консультация для педагогов «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. В условиях семьи ребенок с первых дней привыкает к определённому режиму,.

Консультация для родителей и воспитателей «Проблема адаптации детей к детскому саду» Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать - рано или поздно возникает в семье. Актуальность проблемы почти.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада. Наличие у ребенка своеобразных.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Второй ваш дом. Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают,.

Проблема адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду «Маленькие дети, ни за что на свете, не ходите дети, в Африку гулять…» Как часто ведя ребенка в детский сад в возрасте 2 лет, мама уверена.

Игровая деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Автор: Мукминова Наталья Юрьевна. Воспитатель МБДОУ ДС № 20 «Ивушка» с. Цыпка МО Туапсинский район. Опубликована в Сборнике II Международной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Опубликовано: 18 октября 2019 в 08:35
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Гагарина Светлана (УИ 1722401) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД