МААМ-картинки

Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника

Елена Тихомирова
Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд №1

Добрый день.

Хочу представить вашему вниманию доклад на тему

«Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника»

Слайд №2

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.

цетата Л. С. Выготского

Слайд №3

При работе с детьми в данном

Публикация «Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника» размещена в разделах

направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений :

умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;

умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);

- умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

Слайд№4

Для развития эмоциональной сферы дошкольника можно использовать следующие методические средства :

психогимнастика, творческие методы, релаксационные, эмоционально-символический и игры.

Слайд№5

Можно все игры и упражнения направленные на эмоциональную сферу дошкольников сгруппировать в

Игры и упражнения для развития базовых эмоций

Игры и упражнения для стабилизации в период адаптации

Игры и упражнения для социально-эмоционального развития

Игры и упражнения для снижения уровня агрессии

Релаксационные игры и упражнения

Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы дошкольников

Примеры игр можно получить у Марии Валерьевны.

Слайд №6

Методы основанные на творчестве.

(Виды арт-терапевтической деятельности.

Я назвала их методами основанными на творчестве, так как воспитатели не занимаются коррекцией и лечением эмоциональной сферы, то есть терапией. Этим занимаются психологи, психотерапевты и психиатры. Хотя в своей развивающей работе вы используете элементы арт-терапевтических методов и техник.

Музыкотерапия 1.2 Библиотерапия 1.3 Драмотерапия 1.4 Игротерапия 1.5 Изотерапия 1.6 Маскотерапия 1.7 Коллаж 1.8 Песочная терапия 1.9 Цветотерапия 1.10 Сказкотерапия 1.11 Фототерапия 1.12 Глинотерапия

На некоторых из них мы остановимся более подробно

Слайд№7

Творческие методы включает в себя различные виды искусства: рисование, танцы, музыку, литературу, фотографию, лепку.

Главная цель этого направления помочь в гармонизации развития личности путем формирования способностей самовыражаться и познавать свой внутренний мир.

Существуют две основные методики этого направления развития личности : пассивная и активная. Пассивный подход заключается в потреблении человеком произведений творчества, созданными другими людьми. Например, РЕБЁНОК может рассматривать созданные кем – то картины, слушать произведения различной художественной направленности, слушать музыкальные произведения.

Активный подход к творчеству основывается на создании данных объективных реальностей самостоятельно.

Важно! При активном способе участия важен сам процесс творческой деятельности, а не его итог.

Давайте более подробно рассмотрим некоторые творческие методы развития эмоциональной сферы.

Слайд №8

Музыкотерапия

Виды музыкотерапии:

Рецептивная

Прослушивание музыкальных произведений. Основное отличие такой формы музыкального лечения – пассивный (принимающий) характер.

Активная

Вокалотерапия, хоровое пение песен.

ритмические движения под музыку,

игра на детских музыкальных инструментах,

С помощью активной музыкотерапии детей учат распознавать собственные чувства и эмоции.

Интегративная

под музыку совершаются дополнительные творческие действия:

Рисование, игра и т. П.

Слайд №9

Изотерапия

У детей данный метод показывает наивысшие результаты.

Изотерапия - терапия, в первую очередь, рисованием. Занятия не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Для изотерапии подходят все

виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны, засушенные листья. В последнее время очень популярны рисование пальцами, ладонями, пульверизатором, губкой или ватными палочками; рисование на стекле и т. д.

некоторые техники изотерапии.

Техника «Марания», Акватушь, «Монотипия», «Рисование клубком», Ниткография», «Рисование историй», «Рисование по кругу», «Парное рисование», «Каракули или штриховка», «Пластилиновая композиция», «Мандала», «Рисуем эмоции»,

«Рисование пальцами», «Рисование на воде», «Рисование на стекле».

Слайд № 10

Игротерапия

С помощью игры прекрасно можно воздействовать на психическое поле детей.

Игры происходят с помощью специальных персонажей, в качестве которых выступают куклы и различные предметы. Можно выделить следующие методы игротерапии : Песочный, Сказкотерапия, Активный, Пассивный,Куклотерапия, Освобождающий, Структурированный, Терапия отношениями, Музыкальный

Слайд№11 Сказкотерапия

Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками.

Формы работы со сказкой:

1. Рассказывание сказки.

2. Чтение сказки.

3. Рисование сказки.

4. Изготовление кукол.

5. Постановка сказки.

Слайд№12

Песочнаятерапия

Терапия с песком

Методика позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, сблизить его к общению со сверстниками и развить мелкую моторику. Кроме этого, песочная терапия прекрасно развивает воображение, образное мышление и позволяет раскрыть творческий потенциал малыша.

Можно использовать следующие Техники

«Рисование на песке».

«Медитация на песке».

«Игры с песком».

«Песочные картины».

«Ливень из песка»

«Узоры на песке»

Прятки. Для того чтобы построить свой мир, ребенку нужно закопать игрушку в песок. После этого требуется отыскать ее и рассказать о том, почему именно эта фигурка оказалась запрятанной. Через игру развивается логическое мышление и выявляются страхи бессознательного характера.

Ливень из песка. С помощью рук ребенок должен формировать небольшой поток дождя, затем в ладони должно поместиться еще больше песчинок. С помощью этой техники у детей снижается психологическая напряженность, агрессия, уходят страхи и появляется понимание сопричастности к происходящим действиям.

Узоры на песке. С помощью пальцев, кистей, ладоней ребенок должен создавать фигуры на поверхности. Потом должен об этих изображениях рассказать: что он видит, чувствует. Упражнение повышает социальную активность малыша, делает его уверенным в себе.

Песочная терапия рекомендуется всем детям без исключения.

Слайд №13

Психогимнастика

Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой : развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Для этого педагогу необходимо решать следующие методические задачи : фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; учить подражательно воспроизводить чужие эмоции; фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций; повторно воспроизводить эмоции в заданных упражнениях; контролировать ощущения.

Слайд№14 .

Эмоционально-символических метод

Эта группа методов базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. Можно использовать две основные модификации эмоцион ально-символических методов, предложенных Дж. Аланом:

Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения);

Направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.

Слайд№15

Релаксационные методы

Релаксация дает возможность успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение, избавиться от скованности, почувствовать легкость тела. Систематические упражнения развивают пластику, гибкость, позволяют ребенку избавиться от эмоционального напряжения и усталости. Правильное полноценное дыхание поможет избавиться от сильного напряжения, снять раздражение.

Использование упражнений, основанных на методе активной нервно мышечной релаксации Э. Джекобсона,

дыхательные техники,

аутотренинги,

релаксационные игры.

Слайд№16

С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок все это способствует развитию эмоциональной сферы ребенка.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Терапия музыкой является системой психологической коррекции не только психического, но и физического здоровья индивида путем музыкально – акустических вибраций. Музыка сама по себе несет множественные терапевтические эффекты и влияет на самочувствие человека. Выделяют групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеансы могут проводиться как сидя, так и лежа, в зависимости от целей поставленных специалистом. Перед началом сеанса направляющий устанавливает психологический контакт с клиентом, объясняет цели, задачи и необходимый итоговый результат. В некоторых случаях может применяться живое исполнение музыки.

Музыка выполняет седативную (релаксационную, стимулирующую и катарсическую функции [3].

Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.

Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.

Катарсическая функция музыки противостоит седативной и стимулирующей. Суть её - не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении человека от угнетающих его чувств. «Катарсис - от греческого - очищение - первоначально: эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершающуюся его смертью».

Справка. Интеграционная Комплексный арт-терапевтический инструмент, сочетающий музыкальное сопровождение с наглядно-образным восприятием. В этом случае под музыку совершаются дополнительные творческие действия: рисование, игра, пантомима, пластическая драма. Как вариант, пациенты «творят» после прослушивания произведения, выражая впечатление и состояние через поэзию, изобразительное искусство, писательство.

Источник: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/muzykoterapiya-kasayas-strun-dushi.html

.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра представляет.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника ЗЕРКАЛО. Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы. Ход: Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот,.

Профилактика и коррекция расстройств эмоциональной сферы дошкольника ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ РАССТРОЙСТВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА. Эмоциональная сфера у дошкольников имеет свои особенности. Дошкольники,.

Педагогическая концепция развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста – это базовая сфера жизнедеятельности, являющаяся основой всего отношения ребенка к миру.

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.

Психолого-педагогические основы проблемы развития мышления старших дошкольников Понятие мышления Мышление – это высокая форма отражения мозгом окружающего мира, в наибольшей степени сложный познавательный процесс, свойственный.

Психолого-педагогические особенности дошкольников с задержкой психоречевого развития Дошкольное детство — это период, когда расширяются познавательные интересы ребенка и складывается детское мировоззрение, развивается произвольное.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья дошкольника и младшего школьника Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника.

Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы.

Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ Актуальность проблемы: Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 21:41
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Елена Тихомирова (УИ 991196) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД