Урузбиева Фатима
Профилактика и коррекция расстройств эмоциональной сферы дошкольника
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ РАССТРОЙСТВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА.
Эмоциональная сфера у дошкольников имеет свои особенности. Дошкольники, в основном, относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им чаще присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Их эмоции сопровождаются выразительными движениями, выражающими радость и оптимизм.
Публикация «Профилактика и коррекция расстройств эмоциональной сферы дошкольника» размещена в разделах
Одной из психологических особенностей дошкольников является недостаточное развитие произвольного поведения. Поэтому в дошкольном возрасте основным мотивом обучения является познавательный интерес. Наличие у ребенка познавательного интереса к овладению новыми знаниями повышает эффективность процесса обучения и наполняет ребёнка положительными эмоциями.
Педагоги нередко отмечают, что с каждым годом растет количество детей с нарушениями поведения, эмоциональной саморегуляцией. Причинами этого явления могут быть особенности семейного воспитания, интеллектуальная перегруженность дошкольников, а также малоподвижный образ жизни.
Отсутствие возможности детей в участвовать игровых занятиях, участвовать в двигательной активности, в живом эмоциональном общении с окружающими людьми способствует невротизации, а также приводит к эмоциональным нарушениям. Появление страхов, тревожности и агрессивности является достаточным поводом для проведения коррекционной работы педагога с детьми.
Активизации эмоций детей способствуют различные дидактические игры, эмоционально захватывающие ребёнка и стимулирующие постановку им самостоятельных целей при обучении. Наиболее эффективным средством профилактики и коррекции расстройств развития детей-дошкольников является игра, поскольку в игре ребенок удовлетворяет свои возрастные потребности.
Психологи, работающие в детских учреждениях, должны уделять внимание созданию нужных условий, при которых дошкольники смогут ощущать радость от самостоятельного получения новых знаний, остроту своих первых открытий, интерес от активизации умственной деятельности. Педагогу необходимо работать над формированием разнообразных познавательных интересов детей, привлекая их а активной деятельности и развивая самостоятельность.
Эмоциональное состояние ребенка в процессе познавательной деятельности позволяет формировать прочные познавательные навыки. Это утверждение особенно актуально в отношении дошкольников. Правильное формирование эмоциональной сферы является залогом успешного обучения в школе.
Игровое обучение позволяет лучше понять переживания детей, их интересы и потребности. С помощью игры ребенок приобретает нужные навыки в жизни, а также в общении со сверстниками и взрослыми, усваивает социальные нормы поведения.
Игра доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Посредством игр дети учатся рисковать, развивать свое стремление к победе. Через игры психолог успешно корректирует возрастные страхи, ведущие ребенка к тревожности и агрессивности. Проводится профилактика нарушений поведения, связанных с недостаточным развитием эмоциональной саморегуляции.
Опыт совместной деятельности со сверстниками с помощью игр ставит детей в условия необходимой согласованности действий для достижения нужного результата. Эта общая согласованность является источником формирования нравственных качеств ребенка.
Участвуя в различных игровых ситуациях, исследуя себя в разных ролях, ребёнок получает новый опыт взаимодействия с миром и людьми в необходимой для него форме. Дети приобретают навыки справляться со своими внутренними страхами и проблемами, подчинять собственную волю выбранной цели, получать заряд положительных эмоций. Уделяя детям достаточно внимания, организуя их деятельность в процессе игры, педагог способствует улучшению эмоциональной сферы ребенка.