Наталья Ивановна Писларь
Психолого-педагогическая система, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая система, основанная на
личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком.
Основная и очень ответственная задача ОДО, - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной образовательных учреждениях.
Публикация «Психолого-педагогическая система, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком» размещена в разделах
Согласно ГОС ДО ПМР, образовательный процесс в ОДО должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка
Психолого-педагогическая система, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии - представляет собой такую воспитательную систему, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве.
Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Истоки развития личностно-ориентированной педагогической системы содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.
Концептуальная основа личностно-ориентированной ППС состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению
Основная цель данной системы-заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа.
Исходя из цели системы личностно-ориентированного взаимодействия можно выделить основные задачи :
1. Обеспечить гуманистическую направленность содержания деятельности ДОУ
2. Обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.
3. Обеспечить реализацию приоритета личностных отношений.
4. Обеспечить индивидуальный подход к воспитанникам
Для психолого-педагоги ческой системы, основанной на
личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком характерно следующее:
1. Смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора»-не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;
2. Основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;
3. Содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включать и содержание субъектного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности.
Формы организации деятельности системы личностно-ориентированной взаимодействия, выведены на слайде.
Вы видите что они традиционны и хорошо нам известны игры, НОД, спортивные досуги,упражнения, наблюдения, экспериментальную деятельность, гимнастика, массаж,тренинги, этюды,образно-ролевые игры
Основной же формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностно-ориентированного взаимодействия не может не быть партнерской.
Итак, на какие моменты педагогу нужно обратить внимание при организации совместной деятельности.
Прежде всего, при организации совместной деятельности с детьми педагогу необходимо выдвинуть цель и задачу, помочь участникам принять данную задачу и осмыслить ее.
Затем он должен организовать процесс совместной деятельности по реализации данной задачи т. е. провести анализ задачи, совместно с детьми выдвинуть способы решения данной задачи, обсудить и выбрать наиболее эффективные способы решения и собственно решение.
И по итогам организации совместной деятельности подводятся ее результаты и педагог подводит к обсуждению и оценке.
Обратим внимание на два приоритетных условия реализации данной системы :
- личность самого педагога
-эффективная организация развивающей среды ДОУ
На мой взгляд, можно выделить три важнейших интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии :
- оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие
-отношение к ребенку как субъекту собственной образовательной деятельности, как к личности, способной развиваться не по принуждению, а добровольно по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность
-опора на личностный смысл и интересы каждого ребенка в образовании, содействие их обретению и развитию.
Я считаю, что наиболее важная характеристика современного педагога, готового к реализации данной системы- это проявление оптимистического подхода к ребенку, вера в успех каждого из них.
Я предлагаю вам задуматься и проанализировать, сколько педагогов в вашем коллективе обладает столь важным свойством личности, как часто наши педагоги способны проявить умение верить в успех своих воспитанников?
Вторым необходимым условием успешной реализации данной системы является создание предметно-пространственной среды в ОДО. Ведь чем более полно личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее саморазвитие.
Давайте рассмотрим характерные особенности построения предметно-пространственной среды, способствующей реализации системы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. При этом необходимо соблюдать и придерживаться следующих принципов:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Он подразумевает создание таких условий среды, которые бы давали возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя, - это разновозрастная мебель
В современном ОДО появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность педагогу расставлять ее в разных вариантах. Например, столы по-разному: в круг, буквой «П», буквой «Т». Психологи утверждают, что дети, сидя за круглым столом, чувствуют себя психологически более комфортно и защищено.
Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой детей в целом
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
В данном случае среда должна учитывать интересы и наклонности детей, стимулировать их на проявление творчества, самостоятельности.
С этой целью в группе должны иметься разнообразные материалы, стимулирующие ребенка к творчеству, учитывая интересы и наклонности детей.
3. Принцип стабильности – динамичности пространственной среды.
Этот принцип подразумевает необходимость изменения среды в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой программы. т. е. в группе должна быть легкая мебель, ширмы, которые позволяют ограничивать или расширять игровое пространство.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной коформности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
Данный принцип предполагает создание для детей оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребенок нуждается в уединении, то в группе он найдет специально выделенное для этого место. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство : кровать, шкаф для одежды, место для хранения принесенных из дома игрушек.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер группы должен меняться.
7. Принцип учета половых и возрастных различий.
При создании среды необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек.
Таким образом, организуя развивающую среду необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка : закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.
Исходя из вышеизложенного, мы можем предположить, что использование психолого-педагогической системы, основанной на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком поможет достичь следующих целевых ориентиров ГОС ДО:
- развитие доверия ребенка к миру, чувства радости. (психологическое здоровье);
- формирование начал личности (базис личностной культуры);
развитие индивидуальности ребенка
- формирование адекватной самооценки личности, своих возможностей и способностей;
- развитие умения самостоятельно включаться в активную деятельность;
- формирование положительного эмоционального настроя, жизнерадостности и открытости;
- приобщение воспитанников к жизненным ценностям, умению строить взаимоотношения со взрослыми и детьми;