Получи документы

Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста

Вера Зубова
Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

"Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста"

Развитие и формирование центральной нервной системы в период старшего дошкольного возраста характеризуются быстрым развитием. Поверхность мозга у шестилетнего ребенка составляет более 90% размера коры головного мозга взрослого. В данный период активно развиваются лобные отделы головного мозга, дети в данном возрасте успешно осознают последовательность событий, а также понимают сложные обобщения.

Публикация «Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В данном возрасте осуществляется развитие основных процессов – возбуждения и торможения, вместе с тем, в этом возрасте легче формируются все виды условного торможения.

Старший дошкольный возраст может рассматриваться как этап интенсивного психического развития ребенка. Именно в данном возрасте осуществляется прогрессивное преобразование всех сфер, начиная от совершенствования отдельных психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

В сфере ощущений в данном возрасте отмечается снижение порогов всех видов чувствительности. В данное время повышается уровень дифференцированности восприятия. Особенное значение в данном возрасте в развитии восприятия играет переход ребенка от использования определенных предметных образов к использованию непосредственно сенсорных эталонам, которые являются общепринятыми представлениями относительно основных свойств предметов и явлений. К шестилетнему возрасту формирует четкая избирательность восприятия относительно социальных объектов и явлений.

Несмотря на существенные изменения в развитии, которые являются преобладающими в период дошкольного детства, наиболее значимым выступает непроизвольное внимание дошкольника. Даже в старшем дошкольном периоде детям достаточно сложно сосредоточиться на однообразной деятельности, тогда как в процессе игровой деятельности, субъективно интересной для дошкольников внимание может быть весьма устойчивым.

Возрастные закономерности выявлены также и в развитии памяти дошкольников. Память у детей в старшем дошкольном возрасте характеризуется непроизвольным характером. Ребенок лучше запоминает то, что для него имеет наиболее существенный интерес, что дает наибольшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многих аспектах определяется эмоциональным отношением к данному явлению или же предмету.

Несмотря на наличие существенных сдвигов в развитии, преобладающим всего периода дошкольного детства является непроизвольное внимание. Даже детям в старшем дошкольном возрасте достаточно сложно сосредоточиться на чем-либо однообразном. Объем фиксируемого материала во многих аспектах определяется степенью эмоционального отношения к данному явлению или же предмету.

В качестве одного из наиболее значимых достижений старшего дошкольного возраста выступает развитие произвольного запоминания. Отдельные формы данного запоминания можно отметить у детей в возрасте четырех-пяти лет, вместе с тем, значительного развития произвольное запоминание достигает к шести-семи годам. Во многом данному обстоятельству способствует игровая деятельность дошкольника, в рамках которой умение запоминать и вовремя воспроизводить некоторые сведения выступает как одно из важнейших условий достижения успеха. Важной особенностью данного периода выступает то, что перед ребенком в младшем дошкольном возрасте может ставиться цель, направленна на запоминание определенного материала. Наличие такого рода возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать разные приемы, которые специально предназначены для повышения уровня эффективности запоминания – например, приемы повторения, ассоциативного и смыслового связывания материала.

В детей в старшем дошкольном возрасте двигательные стереотипы достаточно быстро формируются, вместе с тем, наблюдаются затруднения в их перестройке, что может указывать на недостаточный уровень подвижности нервных процессов дошкольника.

Развитие пространственных представлений ребенка в данном возрасте достигает весьма высокого уровня. Для детей в данном возрасте характерными являются попытки осуществления анализа пространственных ситуаций.

Период дошкольного детства может рассматриваться как период активного формирования психики, возникновения разнообразных качественных образований не только в сфере психофизиологии, но также и в личностной сфере. Новые качественные образования происходят ввиду действию многих факторов – речи и общения со взрослыми и сверстниками, с различными формами познания и посредством включения ребенка в разные виды деятельности. Все данные обстоятельства способствуют наиболее эффективной адаптации ребенка к социальным условиям, а также к требованиям жизни. В то же время продолжают развиваться также элементарные формы психики, перцепция и сенсорика.

В развитии основных свойств восприятия ребенка диагностируются две противоречивые тенденции. С одной стороны, в данном возрасте происходит рост целостности, тогда как с другой стороны – проявляется структурность и детализация перцептивного образа. К концу дошкольного детства проявляется способность вычленить форму из объекта. К шести годам дети начинают справляться с задачей выкладывания без ошибок контуров фигур, например, контуров дома и гриба. Детям более младшего возраста решение данной задачи еще недоступно.

Способность детей выделять объекты по контору выступает как свидетельство формирования целостности восприятия ребенка. В старшем дошкольном возрасте наступает переломный момент в развитии структурности восприятия ребенка. Данное обстоятельство выражается в том, что дети становятся способными строить фигуру из отдельных частей, выделять и соотносить между собой отдельные структурные элементы в сложных объектах. Дошкольники успешно решают задачи по выбору по образцу не только простых, но также и сложных многокомпонентных фигур. В период дошкольного детства усваиваются социальные перцептивные эталоны в виде геометрических фигур.

В качестве ведущей формы психики в данное время выступает представление, которое активно развивается в разных видах продуктивной и игровой деятельности. Представления оказывают существенное влияние на весь процесс психического развития ребенка. Различные формы психики формируются наиболее успешно тогда, когда они связаны со вторичными образами-представлениями. В связи с чем очень быстро развиваются такие формы психической активности, как воображение, наглядно-образное мышление, а также память.

Познание дошкольниками разных связей и свойств вещей осуществляется в процессе оперирования образами данных вещей. Не только разные психические функции, но также речь ребенка, ее развитие в данное время теснейшим образом связаны с представлениями. Понимание речи детьми существенным образом зависит от содержания тех представлений, которые возникают у ребенка непосредственно в процессе восприятия речи. Развитие психических функций в период дошкольного детства осложняется тем, что в процессе общения, практической или познавательной деятельности активно формируются социальные формы психики, не только в рамках перцептивной сферы, но также и в области памяти. К концу дошкольного возраста проявляется вербально-логическое мышление дошкольника. Дошкольный возраст выступает начальным этапом в становлении субъекта практической и познавательной деятельности ребенка.

Социальна перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей).

Г. М. Андреева отмечает, что целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или — как вариант — о восприятии человека человеком). Как отмечает автор, в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель этого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие познавательные процессы. Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению «connaissanse d’autrui», что означает не столько «восприятие другого», сколько «познание другого». В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека».

Данный период жизни является очень важным с позиции формирования социальных форм психической активности и нравственного поведения. К окончанию дошкольного возраста осуществляется переход от эмоционально-непосредственного отношения к миру к отношениям, которые формируются на основании усвоения нравственных оценок, правил, а также норм поведения. Таким образом, в общении со взрослыми ребенок зачастую усваивает нравственные понятия в категориальной форме, уточняя и наполняя их определенным содержанием, что способствует ускорению процесса их формирования и формирует, вместе с тем, опасность их формально усвоения. В связи с данным обстоятельством становится важным, чтобы ребенок учился применять данные правила в жизни относительно самого себя и других людей. Данная особенность имеет важное значение для формирования личностных особенностей ребенка. При этом важными являются социально приемлемые эталоны поведения, в качестве которых могут выступать непосредственно окружающие ребенка люди, а также художественные герои. Самостоятельность ребенка проявляется в том случае, если ребенок применяет к себе и иным людям нравственные оценки и на основании этого осуществляет реализацию собственного поведения. Данное обстоятельство указывает на то, что в данном возрасте формируется такое сложное свойство личности, как самосознание. Б. Г. Ананьев выделяет в процессе развития самосознания процессы формирования самооценки.

К пяти годам у дошкольников формируются определенные позиции в группе сверстников, осуществляется их дифференциация в соответствии с социометрическим статусом. При этом предпочтения, которые ребенок оказывает своим сверстникам в процессе игровой деятельности, на занятиях, при осуществлении трудовых поручений, характеризуются относительной стабильностью. Избирательность такого рода выбора теснейшим образом связана с процессами формирования в период дошкольного детства мотивационной сферы личности, а также различных личностных свойств и характеристик.

Публикации по теме:

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 февраля 2023 в 13:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Зубова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД