Папки-передвижки

Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса

Ольга Сирюпанова
Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате : в одних условиях — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется.

Публикация «Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса» размещена в разделах

Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в детском саду. Человеческий фактор в детском саду включает в себя психологические и социально-психологические особенности педагогов. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. А это значит, уровень комфортности в педагогическом коллективе напрямую взаимосвязан с эффективностью образовательного процесса.

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются вопросы эффективной организации образовательного процесса. Забота о человеческом факторе, а это значит о психологическом климате в коллективе, является условием успешной деятельности коллектива. Если в коллективе создана атмосфера поиска, радости, интереса, сотворчества – всё это является условием становления личности, коллектива, учреждения образования.

«В последнее время мы стали уставать не столько от работы, от общения с детьми, сколько от предательства, безудержного хамства. Ужасно, уже научились прикидывать, чего и от кого в какой ситуации ждать. И заслониться, и держать удар. Ненормальная жизнь, в которой мало на кого можно положиться, становит ся нормой. Нормой становит ся то, что никто никому не нужен. Каждый в глубине души ждёт сочувствия, тепла, рассчитывает на всё это, но ни с кем не хочет делиться собственным», — так говорил педагог и публицист Симон Соловейчик.

Сплочение педагогического коллектива школы нельзя осуществить на одних идеях: оно реализуется, прежде всего, в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и др., в общении. В коллективе должны создаваться такие условия, чтобы ни один педагог не чувствовал себя одиноким среди своих коллег. Нельзя упускать из поля своего зрения характер межличностных отношений (симпатий, антипатий и др., коммуникативных связей внутри групп, из которых коллектив неизбежно состоит или которые неизбежно образуются в нем в конкретной ситуации. Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение мероприятий, требующих общей ответственности. Очень важно, чтобы учителя в этих делах смогли реализовать свои возможности, творческие черты своей личности. Для этого надо активнее участвовать в различных конкурсах (недостаток мет работы что не проводим конкурсы внутри детского сада, раньше каждый пеадгог давал открытые занятия в обязательном порядке, проводились методические дни, творческие встречи и тд. Конечно, проведение таких мероприятий требует больших затрат времени, больших усилий при их подготовке и проведении. Но как говориться результат оправдывает средства. Именно при подготовке и проведении таких мероприятий ощущается настоящее единение всех членов коллектива : администрации, руководителей методических формирований, профсоюзного комитета, опытных педагогов и молодых специалистов.

Такие мероприятия навсегда остаются в памяти всех, кто в них был задействован как яркий и незабываемый праздник. К сожалению, в последнее время очень много различных мероприятий причем внеплановых приходит свыше, что вызывает дополнительную нагрузку на коллектив, и нам очень сложно планировать свои глобальные мероприятия с педколлективом.

Особая роль в развитии коллектива принадлежит и организации помощи со стороны зрелых педагогов молодым специалистам. На мой взгляд, в нашем коллективе система работы с молодыми специалистами способствует их быстрой и успешной адаптации в коллективе, минимизации психологических проблем в процессе профессионального становления. Опытные педагоги всегда доброжелательно настроены в отношении молодых специалистов, помогают овладеть практическими составляющими образовательного процесса, приглашают их на свои уроки, посещают их уроки, дают полезные советы по работе с детьми, родителями. И наши молодые педагоги в своем большинстве оправдывают наши надежды, это активные, творческие, талантливые учителя, которые всегда позитивно настроены ко всему, что происходит в нашем коллективе, а это согласитесь немаловажно для становления позитивного психологического климата в нашем коллективе.

Важной составляющей поддержания на оптимальном уровне психологического здоровья педагога является умение вовремя и эффективно снять накопившуюся усталость и напряжение, своевременный и активный отдых, смена видов деятельности, умение ко всему относиться с юмором. И чтобы немного отдохнуть и отвлечься мы проведем релаксацию под названием «Искусство быть счастливым».

Релаксация «Искусство быть счастливым»

Но их недостаточно, чтобы в полной мере содействовать сплочению нашего коллектива. К сожалению, это могут отметить педагоги, которые давно работают в нашем коллективе, многие традиции утрачены, а новые почему-то не сформированы. Многие из нас помнят, как мы все вместе отмечали праздники, как танцевали на прыгающем полу,как веселились на вечерах встречи и выпускных баллах. Праздники – это было святое для каждого педагога, это было то, что объединяло нас, то, что формировало гордость за вторую школу, наш коллектив. Сейчас почему-то, чтобы педагоги пришли на День учителя или вечер встречи с выпускниками нужно издавать приказ директора. Вот и получается, что на этих мероприятиях присутствует в лучшем случае половина коллектива, а еще хуже то, что некоторые наши коллеги вообще все это игнорируют, их не интересует ни юбилей коллеги, ни праздник, посвященный 8 Марта и Дню защитника Отечества, ни День учителя

«Выработка модели формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе»

По мнению психологов важнейшими факторами формирования комфортного психологического климата в коллективе являются :

1— сплоченность коллектива,уважение, признание ценностей и традиций коллектива;

2— снижение уровня конфликтности в коллективе;

3— формирование адекватного отношения к критике;

4— организация условий труда и отдыха;

5— единство администрации и членов коллектива

6— создание атмосферы и условий для творчества, самореализации и самоутверждения педагогов

И по всем вышеназванным критериям выработать модель формирования комфортного психологического климата в детском саду. Перед вами, уважаемые коллеги, дом, который символизирует наш детский сад. И чтобы, наш детский сад мы, наши воспитанники, родители могли бы назвать «домом, в котором уютно всем», мы должны зажечь свет в символических окнах нашего общего дома. Этот свет и станет надежной крышей, под названием «комфортный психологический климат». Эта крыша обеспечит благополучие, уверенность в завтрашнем дне всем тем, кто в этом доме проводит немало времени.

Сплоченность коллектива, уважение,признание ценностей и традиций коллектива

— Совместная встреча Нового года;

— Привлечение всех членов коллектива к участию в коллективных мероприятиях,

— Инициатива от всех членов коллектива по организации совместных мероприятий;

— Активность администрации в организации совместных мероприятий;

Снижение уровня конфликтности в коллективе

— Формирование у членов коллектива умения слышать, слушать и понимать друг друга;

— Уважение в каждом педагоге личности :

— Самокритичность по отношению к себе;

— Соблюдение принципа «один за всех и все за одного»;

— Равномерное распределение профессиональных обязанностей между членами коллектива;

— Пресечение случаев распространения сплетен;

Формирование адекватного отношения к критике

— Пропускать критику через мозг, а не сердце;

— Повышение самооценки у педагогов;

— Умение контролировать свои эмоции;

— Умение поставить себя на место критикующего;

— Проведение тренинговых занятий по формированию основ конструктивного общения;

Единство администрации и членов коллектива

— Объективное и доброжелательное отношение со стороны администрации ко всем членам коллектива;

— Добросовестное выполнение всеми педагогами своих должностных обязанностей без контроля со стороны администрации;

— Предъявление одинаковых требований со стороны администрации ко всем членам коллектива;

— Развитие у всех членов коллектива чувства взаимопомощи, взаимопереживания, взаимоподдержки;

— Устранение случаев психологического дискомфорта;

Создание атмосферы для творчества и самоутверждения педагогов

— Развитие системы морального и материального стимулирования педагогов;

— Уважительное отношение к педагогам;

— Умение радоваться успехам коллег, исключение случаев зависти;

— Проведение нетрадиционных форм работы с педагогами : праздников, фестивалей и т. д.

Решение:

1. Утвердить модель формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе детского сада;

2. С целью предотвращения эмоционального выгорания педагогов и формирования благоприятного психологического климата не менее 1 раза в квартал проводить дни психологической разгрузки педагогов по сохранению психологического здоровья педагогов;

3. Профсоюзному комитету совместно с администрацией с целью сплочения коллектива активизировать работу по организации коллективного отдыха педагогов, по формированию и развитию традиций коллектива.

Публикации по теме:

Организация образовательного процесса в ДОУ с детьми старшей группы В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию.

Консультация для воспитателей «Факторы, влияющие на социально-психологический климат» I Социально – психологический климат. В конце 50-х – начале 60-х годов волна исследований была направлена на выявление характеристик социально.

Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества педагогического процесса Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное.

Проект в дошкольном учреждении «Как сформировать благоприятный психологический климат в коллективе» Формирование благоприятного психологического климата, как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением Успешное.

Модель воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС. Нормативно-правовая база: - Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ - Лицензия на право ведения образовательной деятельности.

Организация образовательного процесса в средней группе ДОУ Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р утверждена стратегия инновационного развития Российской Федерации.

Планирование воспитательно-образовательного процесса 13.04. понедельник Познаватель-ное развитие. ФИЗО на воздухе. Лепка. Приобщение дошкольников к русской народной. «Народная.

Проект: «Коррегирующая дорожка в педагогическом процессе, как условие снижения заболеваемости детей». «Помните – здоровье начинается со стопы». Н. Харитонова. Аннотация к проекту «Корригирующая дорожка для стопы ног» Проект раскрывает содержание.

Создание единого информационно-образовательного пространства ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС до .

Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками «Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками».Повышение уровня современных государственных требований и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса
Опубликовано: 9 октября 2015 в 16:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сирюпанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД