Ольга Сирюпанова
Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате : в одних условиях — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется.
Публикация «Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса» размещена в разделах
Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в детском саду. Человеческий фактор в детском саду включает в себя психологические и социально-психологические особенности педагогов. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. А это значит, уровень комфортности в педагогическом коллективе напрямую взаимосвязан с эффективностью образовательного процесса.
Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются вопросы эффективной организации образовательного процесса. Забота о человеческом факторе, а это значит о психологическом климате в коллективе, является условием успешной деятельности коллектива. Если в коллективе создана атмосфера поиска, радости, интереса, сотворчества – всё это является условием становления личности, коллектива, учреждения образования.
«В последнее время мы стали уставать не столько от работы, от общения с детьми, сколько от предательства, безудержного хамства. Ужасно, уже научились прикидывать, чего и от кого в какой ситуации ждать. И заслониться, и держать удар. Ненормальная жизнь, в которой мало на кого можно положиться, становит ся нормой. Нормой становит ся то, что никто никому не нужен. Каждый в глубине души ждёт сочувствия, тепла, рассчитывает на всё это, но ни с кем не хочет делиться собственным», — так говорил педагог и публицист Симон Соловейчик.
Сплочение педагогического коллектива школы нельзя осуществить на одних идеях: оно реализуется, прежде всего, в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и др., в общении. В коллективе должны создаваться такие условия, чтобы ни один педагог не чувствовал себя одиноким среди своих коллег. Нельзя упускать из поля своего зрения характер межличностных отношений (симпатий, антипатий и др., коммуникативных связей внутри групп, из которых коллектив неизбежно состоит или которые неизбежно образуются в нем в конкретной ситуации. Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение мероприятий, требующих общей ответственности. Очень важно, чтобы учителя в этих делах смогли реализовать свои возможности, творческие черты своей личности. Для этого надо активнее участвовать в различных конкурсах (недостаток мет работы что не проводим конкурсы внутри детского сада, раньше каждый пеадгог давал открытые занятия в обязательном порядке, проводились методические дни, творческие встречи и тд. Конечно, проведение таких мероприятий требует больших затрат времени, больших усилий при их подготовке и проведении. Но как говориться результат оправдывает средства. Именно при подготовке и проведении таких мероприятий ощущается настоящее единение всех членов коллектива : администрации, руководителей методических формирований, профсоюзного комитета, опытных педагогов и молодых специалистов.
Такие мероприятия навсегда остаются в памяти всех, кто в них был задействован как яркий и незабываемый праздник. К сожалению, в последнее время очень много различных мероприятий причем внеплановых приходит свыше, что вызывает дополнительную нагрузку на коллектив, и нам очень сложно планировать свои глобальные мероприятия с педколлективом.
Особая роль в развитии коллектива принадлежит и организации помощи со стороны зрелых педагогов молодым специалистам. На мой взгляд, в нашем коллективе система работы с молодыми специалистами способствует их быстрой и успешной адаптации в коллективе, минимизации психологических проблем в процессе профессионального становления. Опытные педагоги всегда доброжелательно настроены в отношении молодых специалистов, помогают овладеть практическими составляющими образовательного процесса, приглашают их на свои уроки, посещают их уроки, дают полезные советы по работе с детьми, родителями. И наши молодые педагоги в своем большинстве оправдывают наши надежды, это активные, творческие, талантливые учителя, которые всегда позитивно настроены ко всему, что происходит в нашем коллективе, а это согласитесь немаловажно для становления позитивного психологического климата в нашем коллективе.
Важной составляющей поддержания на оптимальном уровне психологического здоровья педагога является умение вовремя и эффективно снять накопившуюся усталость и напряжение, своевременный и активный отдых, смена видов деятельности, умение ко всему относиться с юмором. И чтобы немного отдохнуть и отвлечься мы проведем релаксацию под названием «Искусство быть счастливым».
Релаксация «Искусство быть счастливым»
Но их недостаточно, чтобы в полной мере содействовать сплочению нашего коллектива. К сожалению, это могут отметить педагоги, которые давно работают в нашем коллективе, многие традиции утрачены, а новые почему-то не сформированы. Многие из нас помнят, как мы все вместе отмечали праздники, как танцевали на прыгающем полу,как веселились на вечерах встречи и выпускных баллах. Праздники – это было святое для каждого педагога, это было то, что объединяло нас, то, что формировало гордость за вторую школу, наш коллектив. Сейчас почему-то, чтобы педагоги пришли на День учителя или вечер встречи с выпускниками нужно издавать приказ директора. Вот и получается, что на этих мероприятиях присутствует в лучшем случае половина коллектива, а еще хуже то, что некоторые наши коллеги вообще все это игнорируют, их не интересует ни юбилей коллеги, ни праздник, посвященный 8 Марта и Дню защитника Отечества, ни День учителя
«Выработка модели формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе»
По мнению психологов важнейшими факторами формирования комфортного психологического климата в коллективе являются :
1— сплоченность коллектива,уважение, признание ценностей и традиций коллектива;
2— снижение уровня конфликтности в коллективе;
3— формирование адекватного отношения к критике;
4— организация условий труда и отдыха;
5— единство администрации и членов коллектива
6— создание атмосферы и условий для творчества, самореализации и самоутверждения педагогов
И по всем вышеназванным критериям выработать модель формирования комфортного психологического климата в детском саду. Перед вами, уважаемые коллеги, дом, который символизирует наш детский сад. И чтобы, наш детский сад мы, наши воспитанники, родители могли бы назвать «домом, в котором уютно всем», мы должны зажечь свет в символических окнах нашего общего дома. Этот свет и станет надежной крышей, под названием «комфортный психологический климат». Эта крыша обеспечит благополучие, уверенность в завтрашнем дне всем тем, кто в этом доме проводит немало времени.
Сплоченность коллектива, уважение,признание ценностей и традиций коллектива
— Совместная встреча Нового года;
— Привлечение всех членов коллектива к участию в коллективных мероприятиях,
— Инициатива от всех членов коллектива по организации совместных мероприятий;
— Активность администрации в организации совместных мероприятий;
Снижение уровня конфликтности в коллективе
— Формирование у членов коллектива умения слышать, слушать и понимать друг друга;
— Уважение в каждом педагоге личности :
— Самокритичность по отношению к себе;
— Соблюдение принципа «один за всех и все за одного»;
— Равномерное распределение профессиональных обязанностей между членами коллектива;
— Пресечение случаев распространения сплетен;
Формирование адекватного отношения к критике
— Пропускать критику через мозг, а не сердце;
— Повышение самооценки у педагогов;
— Умение контролировать свои эмоции;
— Умение поставить себя на место критикующего;
— Проведение тренинговых занятий по формированию основ конструктивного общения;
Единство администрации и членов коллектива
— Объективное и доброжелательное отношение со стороны администрации ко всем членам коллектива;
— Добросовестное выполнение всеми педагогами своих должностных обязанностей без контроля со стороны администрации;
— Предъявление одинаковых требований со стороны администрации ко всем членам коллектива;
— Развитие у всех членов коллектива чувства взаимопомощи, взаимопереживания, взаимоподдержки;
— Устранение случаев психологического дискомфорта;
Создание атмосферы для творчества и самоутверждения педагогов
— Развитие системы морального и материального стимулирования педагогов;
— Уважительное отношение к педагогам;
— Умение радоваться успехам коллег, исключение случаев зависти;
— Проведение нетрадиционных форм работы с педагогами : праздников, фестивалей и т. д.
Решение:
1. Утвердить модель формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе детского сада;
2. С целью предотвращения эмоционального выгорания педагогов и формирования благоприятного психологического климата не менее 1 раза в квартал проводить дни психологической разгрузки педагогов по сохранению психологического здоровья педагогов;
3. Профсоюзному комитету совместно с администрацией с целью сплочения коллектива активизировать работу по организации коллективного отдыха педагогов, по формированию и развитию традиций коллектива.