Юлия Мамаева
Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический климат
в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса
Рассматривая такое понятие, как психологический климат в коллективе, можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых развивается, а также и живет некое растение. Один климат ему будет благоприятен, а вот в другом его ожидает неминуемая гибель. Так же можно сказать и о сотруднике, работающем в трудовом коллективе. Благоприятные условия помогут ему раскрыться и воспользоваться всем своим потенциалом. В противном случае замедлится личностный рост, возникнет чувство дискомфорта и желание быстрее покинуть такой коллектив.
Публикация «Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса» размещена в разделах
Климат – это "совокупность условий", в которых «комфортно, уютно, приятно». В таких условиях сотрудник может проявить себя, "расцвести" в личностном и профессиональном отношении, т. е. это благоприятная атмосфера среди коллег.
Психологический – учитывающий индивидуальные особенности;
Психологический климат – преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности.
Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность учеников.
В свою очередь поступки любого члена коллектива влияют на психологический климат : отрицательные – деформируют, положительные – улучшают.
Сейчас в педагогических коллективах преобладает преимущественно женский состав. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликты, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.
Еще одна особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив.
Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным учителям и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.
Яркие личности коллег становятся притягательной и организующей силой, повышающей профессиональный потенциал коллектива в целом и стимулирующей труд его отдельных представителей.
Психологический климат реализуется на двух уровнях. Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам. На этом уровне психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и оставлять свою сущность.
Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от психологического климата, психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение всего дня. Изменения же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются сотрудниками более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним.
Педагог, профессия очень энергозатратная, требующая больших душевных сил, связанная с творчеством, а значит, и с воплощением чувств и вечной погоней за информацией, базирующаяся на постоянной эксплуатацией всех видов памяти, нагрузкой на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, необходимостью быть все время "в форме", сопровождающаяся взлётами и падениями, стрессами, профессиональными страхами и неуверенностью, нередко приводящая к преждевременным срывам нервной системы, мнительности, профессиональному выгоранию, – и всё это требует от самого педагога серьезного осознания того, что психологическое, умственное, физическое, нравственное, профессиональное здоровье является главным условием педагога, основанием для благоприятного психологического климата в школе, качества обучения и воспитания, передаче детям и родителям через положительно заряженную душевную энергетику, через насыщенное добротой, уверенностью, душевностью состояния и поведения истинного и важнейшего способа и опыта жизни и строительства отношений
Для достижения высокого качества педагогической деятельности, профессионального совершенствования, роста и дальнейшего развития педагога нужны определенные условия, необходима комфортная образовательная среда.
• Комфортность образовательной среды - создание атмосферы спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель.
Направления формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе :
1. Сплоченность коллектива, уважение и признание ценностей и традиций коллектива :
- экскурсии, поездки в театр на каникулах или в выходные дни;
- привлечение всех членов коллектива к участию в коллективных мероприятиях;
- инициатива от всех членов коллектива по организации совместных мероприятий;
- активность администрации в организации совместных мероприятий;
2. Снижение уровня конфликтности в коллективе (часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т. п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.) :
- Формирование у членов коллектива умения слышать, слушать и понимать друг друга;
- Уважение в каждом педагоге личности;
- Соблюдение принципа "один за всех и все за одного";
- Равномерное распределение профессиональных обязанностей между членами коллектива;
• Чем благоприятней социально-психологический климат в коллективе, тем ниже уровень конфликтности в нём.
3. Соблюдение принципов толерантности
- общение в неформальной обстановке;
- общение на темы не связанные с профессиональной деятельностью;
- развитие у педагогов способности самокритично относиться к себе;
- развитие у педагогов чувства юмора;
- развитие у педагогов чувства самоуверенности;
4. Организация условий труда и отдыха
- удобное расписание уроков;
- отпуск для педагогов.
5. Единство администрации и членов коллектива.
Учащиеся и родители о комфортной среде:
- когда в школе красиво, уютно, тепло и светло;
- когда в школе много цветов и есть место для отдыха;
- когда в школе все уважают и не обижают друг друга;
- когда учащиеся, родители и педагоги находят взаимопонимание.
"Школа хороша, если в ней хорошо каждому!" Нам всем должно быть в нашей школе хорошо! Тогда жизнь приобретает яркие краски, а настроение становится стабильно хорошим!
Основные составляющие позитивного психологического климата педагогического коллектива :
- Взаимоуважение.
- Высокая степень удовлетворённости членов коллектива взаимоотношениями, условиями труда и стилем руководства.
- Преобладание позитивного настроя.
- Взаимопонимание и авторитет руководителей и подчинённых.
- Степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении.
- Сплочённость вокруг целей деятельности, взаимопомощь и взаимовыручка.
- Сознательная дисциплина и продуктивность работы.
Все эти составляющие объединяются с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью и ответственностью, требовательностью к себе и коллегам.
Список литературы:
1. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт. -сост. Е. П. Картушина, Т. В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Настольная книга практического психолога. Книга 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие / Е. И. Рогов. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.
3. Цветовой тест Люшера / Пер. с англ. А. Никоновой. – СПб. : Сова; М. : Изд-во Эксмо, 2003.