Получи документы

Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса

Юлия Мамаева
Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Психологический климат

в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса

Рассматривая такое понятие, как психологический климат в коллективе, можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых развивается, а также и живет некое растение. Один климат ему будет благоприятен, а вот в другом его ожидает неминуемая гибель. Так же можно сказать и о сотруднике, работающем в трудовом коллективе. Благоприятные условия помогут ему раскрыться и воспользоваться всем своим потенциалом. В противном случае замедлится личностный рост, возникнет чувство дискомфорта и желание быстрее покинуть такой коллектив.

Публикация «Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса» размещена в разделах

Климат – это "совокупность условий", в которых «комфортно, уютно, приятно». В таких условиях сотрудник может проявить себя, "расцвести" в личностном и профессиональном отношении, т. е. это благоприятная атмосфера среди коллег.

Психологический – учитывающий индивидуальные особенности;

Психологический климат – преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности.

Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность учеников.

В свою очередь поступки любого члена коллектива влияют на психологический климат : отрицательные – деформируют, положительные – улучшают.

Сейчас в педагогических коллективах преобладает преимущественно женский состав. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликты, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.

Еще одна особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив.

Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным учителям и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.

Яркие личности коллег становятся притягательной и организующей силой, повышающей профессиональный потенциал коллектива в целом и стимулирующей труд его отдельных представителей.

Психологический климат реализуется на двух уровнях. Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам. На этом уровне психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и оставлять свою сущность.

Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от психологического климата, психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение всего дня. Изменения же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются сотрудниками более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним.

Педагог, профессия очень энергозатратная, требующая больших душевных сил, связанная с творчеством, а значит, и с воплощением чувств и вечной погоней за информацией, базирующаяся на постоянной эксплуатацией всех видов памяти, нагрузкой на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, необходимостью быть все время "в форме", сопровождающаяся взлётами и падениями, стрессами, профессиональными страхами и неуверенностью, нередко приводящая к преждевременным срывам нервной системы, мнительности, профессиональному выгоранию, – и всё это требует от самого педагога серьезного осознания того, что психологическое, умственное, физическое, нравственное, профессиональное здоровье является главным условием педагога, основанием для благоприятного психологического климата в школе, качества обучения и воспитания, передаче детям и родителям через положительно заряженную душевную энергетику, через насыщенное добротой, уверенностью, душевностью состояния и поведения истинного и важнейшего способа и опыта жизни и строительства отношений

Для достижения высокого качества педагогической деятельности, профессионального совершенствования, роста и дальнейшего развития педагога нужны определенные условия, необходима комфортная образовательная среда.

• Комфортность образовательной среды - создание атмосферы спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель.

Направления формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе :

1. Сплоченность коллектива, уважение и признание ценностей и традиций коллектива :

- экскурсии, поездки в театр на каникулах или в выходные дни;

- привлечение всех членов коллектива к участию в коллективных мероприятиях;

- инициатива от всех членов коллектива по организации совместных мероприятий;

- активность администрации в организации совместных мероприятий;

2. Снижение уровня конфликтности в коллективе (часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т. п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.) :

- Формирование у членов коллектива умения слышать, слушать и понимать друг друга;

- Уважение в каждом педагоге личности;

- Соблюдение принципа "один за всех и все за одного";

- Равномерное распределение профессиональных обязанностей между членами коллектива;

• Чем благоприятней социально-психологический климат в коллективе, тем ниже уровень конфликтности в нём.

3. Соблюдение принципов толерантности

- общение в неформальной обстановке;

- общение на темы не связанные с профессиональной деятельностью;

- развитие у педагогов способности самокритично относиться к себе;

- развитие у педагогов чувства юмора;

- развитие у педагогов чувства самоуверенности;

4. Организация условий труда и отдыха

- удобное расписание уроков;

- отпуск для педагогов.

5. Единство администрации и членов коллектива.

Учащиеся и родители о комфортной среде:

- когда в школе красиво, уютно, тепло и светло;

- когда в школе много цветов и есть место для отдыха;

- когда в школе все уважают и не обижают друг друга;

- когда учащиеся, родители и педагоги находят взаимопонимание.

"Школа хороша, если в ней хорошо каждому!" Нам всем должно быть в нашей школе хорошо! Тогда жизнь приобретает яркие краски, а настроение становится стабильно хорошим!

Основные составляющие позитивного психологического климата педагогического коллектива :

- Взаимоуважение.

- Высокая степень удовлетворённости членов коллектива взаимоотношениями, условиями труда и стилем руководства.

- Преобладание позитивного настроя.

- Взаимопонимание и авторитет руководителей и подчинённых.

- Степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении.

- Сплочённость вокруг целей деятельности, взаимопомощь и взаимовыручка.

- Сознательная дисциплина и продуктивность работы.

Все эти составляющие объединяются с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью и ответственностью, требовательностью к себе и коллегам.

Список литературы:

1. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт. -сост. Е. П. Картушина, Т. В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Настольная книга практического психолога. Книга 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие / Е. И. Рогов. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.

3. Цветовой тест Люшера / Пер. с англ. А. Никоновой. – СПб. : Сова; М. : Изд-во Эксмо, 2003.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Социально-психологический тренинг «Мы такие разные»Социально-психологический тренинг «Мы такие разные» В сфере межличностных отношений каждый ребенок испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другими людьми. Роль педагога.

Социально-психологический тренинг «Разговор без слов»Социально-психологический тренинг «Разговор без слов» Передавать свои чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и эмоций. Радость, огорчение, гнев, удивление, страх.

Социально-психологический тренинг «Твори добро»Социально-психологический тренинг «Твори добро» «Добрый человек – счастливый человек». Эта мудрость была известна еще в древние времена. Каждый ребенок очень часто задает вопрос, что же.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса
Опубликовано: 21 декабря 2022 в 08:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Мамаева (УИ 3143737) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД