Алла Петровна Пятигорец
Психологические особенности детского творчества
Статья: «Психологические особенности детского творчества»
Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не довлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе и он пока не подвержен критическому самоанализу подростка. Творчество ребёнка легко и беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает слух или взгляд другого.
Публикация «Психологические особенности детского творчества» размещена в разделах
Детское творчество можно назвать «натуральным», подобно тому, как Л. С. Выготский различал натуральные, то есть данные от рождения, природные, и высшие психические функции. Оно отличается открытостью миру, который ребёнок воспринимает с оптимизмом. Он ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно.
Характерная особенность детского творчества - его всеобщий характер. В детстве творят все, детское творчество несводимо к таким когнитивным предпосылкам, как мышление, интеллект, память, воображение: ведь все процессы познавательного характера хоть и неравномерно, но монотонно развиваются на протяжении многих лет, а творчеству обнаруживает не столь однозначную динамику. Отсутствие творчества может быть следствием жёсткой системы воспитания, подавившей структуры собственного «Я» ребёнка, способные противостоять давлению обществу. Особенно опасно, если это произойдёт до «первого рождения личности», примерно в трёхлетнем возрасте.
Для ребёнка характерно в это время «вариативное мышление», когда он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создаёт много видов одного и того же решения, но одинаково привязан к каждому. Пока он не способен отделить удачный вариант от неудачного – с точки зрения культуры, в которой он развивается. Взрослое творчество, напротив, предполагает именно отбор и отсев с позиций вкуса, принятого в обществе, непосредственный диалог с культурой, в которой это творчество рождается.
Детское творчество отличается от взрослого ограниченностью опыта детей. С этой точки зрения, их творчество должно быть более бедным. Однако, в отличие от взрослых, имеющих больше элементов для комбинации, но осознанно отсекающих те из них, которые, согласно опыту, невозможны, дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат.
Отличие детского творчества от взрослого заключается также в незащищенности последнего. Взрослый человек, создавая что-либо, всегда смотрит на это не только собственными глазами, но и пытается оценить результат глазами других людей. Именно поэтому многие новаторские идеи так никогда и не реализуются. Их авторы слишком точно представляют негативную реакцию окружающих и предпочитают лучше не видеть результат, чем встретить реакцию, которую необходимо пережить.
Ребёнок смотрит на своё творчество исключительно собственными глазами, любящими то, что создано. Мы уже говорили о детском эгоцентризме, согласно которому ребёнок уверен, что взрослый смотрит на сделанное им точно также, как и он сам, ребёнок не знает, что у него есть собственный взгляд на мир и не наделяет этой возможностью других. Он абсолютно уверен, что, глядя на его рисунок, все видят то, что видит он сам. Но у взрослых нет фантазии ребёнка. Они видят на листе лишь каракули, а не скачущих всадников на резвых конях, за которыми несутся клубы пыли на дороге, и не чёрный паровоз, тяжело поднимающийся в гору и оставляющий после себя чёрный дым.
Опыт научит ребёнка этому непониманию взрослых. Ещё некоторое время он будет безбоязненно обнародовать результаты своего творчества. Затем, в зависимости от агрессивности ближайшего окружения, он либо будет продолжать творить, всё улучшая и улучшая своё мастерство, либо закроется от мира, перестанет создавать и превратится в типичного взрослого.
Одарённых детей отличает повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также в готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований взрослых. Может выражаться в «запойном» чтении, создании домашнего зоосада или технопарка. Несчастный родитель озабочен сохранением здоровья маленького гения, сутками просиживающего за компьютером, взрывающего гремучие смеси или ныряющего в самодельном батискафе.
Эти ребята отдают предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов: «Если я уже понял задачу, то зачем решать ещё одну такую же. Лучше взяться за то, что ещё не проходили, за то, что ещё не задавали».
Признаки явной (проявленной) одарённости связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребёнок стремится завершить начатое дело. Он способен выполнить чертёж, нарисовать портрет, разработать алгоритм, вербально описать последовательность операций, сформулировать опорные идеи. Причём он не просто создаёт, а создаёт новое, меняет привычное. Ему свойственна высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные задачи, стремление к совершенству. Желание переделывать, шлифовать нередко вызывает непонимание, и даже раздражение окружающих: «Тебе что, больше всего надо?» Но ему действительно надо больше и лучше всех.
Однако одарённость может проявляться и антисоциально, например через «провокации». Ребёнок экспериментирует, проверяя на прочность окружающий мир, создавая порой опасные для жизни и здоровья условия. Среди таких детей бывают беспощадные разрушители игрушек. Но знайте: это не варварство, а путь познания. И тут уже задача родителя и учителя поддержать творческий импульс и направить его в позитивное русло.
Учёные отмечают, что психологические особенности детей, демонстрирующих одарённость, могут рассматриваться лишь как признаки, ее сопровождающие, но необязательно порождающие. Поэтому их наличие служит лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии. Точно так же и отсутствие названных ранее признаков не доказывает, что ребёнок - бездарность. Не исключено, что его просто не заметили и не оценили. Важно подчеркнуть следующее: поведение одарённого ребёнка необязательно соответствует всем вышеперечисленным характеристикам одновременно. Поведенческие признаки одарённости часто просто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависят от социального контекста. И всё-таки даже наличие одного из них должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на проведение тщательного и длительного по времени индивидуального анализа, в чём родители не могут не быть кровно заинтересованы.
Из «Обучение и карьера» И. Вознесенского.