Светлана Козлова
Психологическая диагностика, сопровождение, психокоррекция и развитие одаренного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая диагностика, сопровождение, психокоррекция и развитие участников образовательного процесса по вопросу: «Одаренный ребенок»
Выявление и система работы с одаренными детьми в ДОУ.
В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая молодежь – это будущая национальная элита, я, как педагог, процессу выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей придаю большое значение, поскольку обучение одаренных ребят сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Темочки:
- Диагностика
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности нашего детского сада. В нашем дошкольном учреждении ведется работа по созданию условий для выявления и развития одаренностей у детей. Все педагоги ориентированы на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей в различных видах деятельности.
Участниками образовательного процесса в нашем ДОУ по выявлению одаренных и талантливых детей являются:
Воспитатели (творческая и техническая одаренность);
Педагог – психолог (интеллектуальная одаренность);
Музыкальный руководитель (музыкальная и артистическая одаренность);
Учитель- логопед (литературная одаренность);
Родители.
Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен ЗНАТЬ:
Психологию одарённости;
Нормативную базу по проблеме;
Инновационные технологии;
Методы выявления детской одарённости;
Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости;
Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости;
Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы;
Программы (комплексные и специализированные);
Современную научно-методическую литературу по проблеме;
Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей;
Возрастные особенности проявления признаков одарённости;
Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка;
Возможности для развития ребёнка в условиях семьи;
Эффективные формы и методы работы с родителями.
Основная задача ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.
Система работы с одаренными детьми, реализуемая в ДОУ, включает в себя 4 основных направления:
1. Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
В группах приобретено и изготовлено ряд интеллектуальных, спортивных игр и пособий (разнообразные конструкторы, разные атрибуты для театрализованной деятельности и т. д.) ; созданы творческие уголки, с учетом интересов и склонностей детей, приобретены различные дидактические игры интеллектуальной направленности.
Спортивный зал
2. Выявление и дальнейшее развитие у детей творческой одаренности;
Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый доступный для воспитателя – метод наблюдения.
3. Совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками;
В учреждении, работают опытные и творческие педагоги, которые стремятся к инновациям и к саморазвитию.
Педагоги, привлекаемые к работе с одаренными детьми должны обладать рядом специальных качеств.
Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы.
С целью совершенствования научно-методического уровня педагогов только в этом году проведены ряд семинаров практикумов и консультаций с педагогами, посвященные одаренности в дошкольном возрасте:
Семинары проводились по темам Теоретических основ детской одаренности; Одаренный ребенок, какой он; Виды детской одаренности; Принципы и методы выявления одаренных детей; Особенности работы с родителями одаренного ребенка.
4. Организация работы с одаренными детьми и их родителями;
В этом учебном году активизирована работа по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера, педагоги внутри групп организуют конкурсы чтецов, конкурсы-выставки творческих работ, конкурс и т. д., это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов.
С целью выявления и поддержки детей с высокой познавательной активностью в прошлом учебном году проводились ряд интеллектуальных состязаний, где воспитанники проявляли возможности реализации своих знаний и умений: «Самый лучший эксперимент» ,»Хочу все знать».
Общеизвестно, что одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.
Работа с родителями одаренных детей реализуется в трё х направлениях:
1. Организация информационной среды для родителей:
- проведен цикл общих групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем творческие способности», «Как создать уголок творчества дома»;
- педагогами организуют, мастер-классы, буклеты для родителей и т. д.
- памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию детей с целью развития творческих способностей;
- в приемных групп оформлены уголки для родителей «Маленький гений; «Всезнайка» .
- оформляются благодарность родителям за помощь участие в образовательном процессе ДОУ
2. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка;
Данная работа направлена на:
- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
- установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные стенгазеты, выставки творческих работ, подготовка презентаций и т. д.)
Для развития творческой и познавательной активности детей - родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей. Организуют различные презентациис которыми ребенок выступает перед родителями.
Опыт работы дошкольного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей и одаренности.
Наблюдения наших педагогов даёт возможность считать, что все дети одаренные. Главное не тормозить,а помочь развить детям эту одаренность.
Выявление одаренных детей должно опираться на следующие принципы:
• Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и
деятельности ребенка, что позволяет охватить как можно более широкий
спектр его способностей;
• Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в
максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение
ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные
формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
• Использование тренинговых методов, в рамках которых можно
организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для
данного ребенка психологические «преграды» и т. п. ;