Самира Искандерова
Консультация «Психологическая безопасность образовательной среды»
▼ Скачать + Заказать документы
"Психологическая безопасность образовательной среды"
Психологическая безопасность- это состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования.
Публикация «Консультация „Психологическая безопасность образовательной среды“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Факторами риска в образовательной среде могут быть :
- недостаточное обеспечение педагогическими кадрами, материально-технической базы;
- низкая активность детей и педагогов;
- несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта;
- низкий уровень воспитания и культуры.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее субъектов.
Психологически безопасной образовательную среду можно считать, если большинство субъектов удовлетворены ее характеристиками и защищены от психологического насилия.
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека :
- позитивное настроение, в котором находится человек;
- высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страх, неудачи и др.
Но психологическая безопасность образовательного процесса- это не только состояние педагога, но и защищенность ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
Существуют опасения, что порой именно образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания. Ведь очевидно, что ни один работник ДОУ сознательно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя.
Каждая семья может назвать хотя бы один случай, когда педагог положительно или негативно повлиял на ребенка: на желание посещать детский сад, на его мотивацию обучения в школе и т. п.
По данным социологических исследований, до 75 % родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом и с воспитателями. Беспокоит, что педагоги не уделяют должной внимание правам и достоинствам ребенка. Они хотят быть уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают, принимают и любят вне зависимости от успехов.
Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, менее «видимы» и поразному воздействуют на психику. Поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного- для другого может иметь разрушительное влияние.
Даже самые близкие люди порой становятся друг для друга источником страданий и слез. Так и в детском саду- самый озабоченный развитием и обучением ребенка человек, воспитатель, становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти к учению, неверию в себя.
Это и так называемый педагогический крик. Крик педагога- своеобразный способ установить контакт с ребенком.
Почему воспитатель кричит? К сожалению, не только кричит, а использует выражения: «Куда ты прешься?», «Что ты вылупился?», «Задолбали уже».
Потому что воспитатель осознает свою неспособность повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно. Это реакция бессилия. Устрашающий крик вызывает сильное торможение в коре головного мозга, кричать на детей- значит разрушать их психику
Причины крика педагогов на детей:
1. Педагогические. Главная из них – это недостаток педагогического мастерства и общей культуры воспитателя, неумение организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
2. Социально-психологические. Для многих педагогов возможность покричать на своих подопечных- проверенный и надежный способ нормализации психического состояния. Австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд выявил, что агрессия часто перемещается на безобидные объекты, которые не могут ответить ее носителю.
3. Физиологические. Не последнюю роль в педагогическом крике занимает сексуальная неудовлетворенность.
Поскольку наказание запрещено законом, в сложной ситуации многие педагоги просто кричат на детей, проявляя вербальную агрессию, которая и есть эквивалент физического наказания. Социальная незащищенность, психологическая усталость, семейные неурядицы, страх оказаться несостоятельным в глазах коллег- истинные причины педагогического крика.
Необходимо преодолеть такой стиль общения с детьми, ведь он может стать пагубной привычкой и нанести урон обеим сторонам.
Правильно организованный режим труда и отдыха- залог психического здоровья человека.