Юлия Ступаченко
Обеспечение эмоционального благополучия как необходимого условия для создания социальной ситуации развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
2. Эмоции играют важную роль в жизни людей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску. Поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Публикация «Обеспечение эмоционального благополучия как необходимого условия для создания социальной ситуации развития детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
3. Одна из первых задач Стандарта: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
П. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) Обеспечение эмоционального благополучия через : непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям
4. Эмоциональное отношение воспитателя к детям
Положительное: постоянная забота, внимание к детям, тактичная помощь при затруднении. Использует вербальные и невербальные средства общения. Дает ребенку понять, что он ему не безразличен. Доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбы о помощи.
2. Нестабильность: не проявляет в отношениях с детьми инициативы, не хватает чуткости к детям, педагогического такта. Ситуативность поведения при общей положительной эмоциональной окраски.
3. Отсутствие положительного эмоционального отношения воспитателя к детям: сух в обращении, нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному благополучию детей.
• Безусловное принятие каждого ребенка взрослым
• Позитивность окружающей обстановки детей
• Равенство в отношениях между взрослым и ребёнком
• Гибкий, личностно-ориентированный подход
• Тесное профессиональное сотрудничество всех специалистов
• Создание условий для раскрытий личностной индивидуальности воспитанников
• Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи
• Тактичное общение с ребенком
• Конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия
Всё это и есть обеспечение эмоционального благополучия ребёнка
6. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми
7. РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ РЕБЁНКА, НАУЧИТЬ ЕГО ОСОЗНАВАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ И ПРОИЗВОЛЬНО ПРОЯВЛЯТЬ ИХ - ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
8. Методические средства развития эмоциональной сферы детей
• Ролевые игры
• Коммутативные игры
• Творческие игры
• Упражнение на выражение эмоций и эмоциональный контакт
• Элементы психологического тренинга
9. игры и упражнение направленные на развитие эмоциональной сферы
• Игра «на полянке»
• Игра «секретики»
• Игра «чудесный сон котёнка» Упражнение «Чудесный сон котенка».
Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.
Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?
• Игра «зеркало»
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т. д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
• Игра «испорченный телефон»
• Игра «Ласковые ладошки».
Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.
• Игра «Волшебная коробка».
Утром во время приёма беседую, с детьми узнаю, как они себя чувствуют, какое у них сегодня настроение. Затем показываю коробку и объясняю, что она волшебная в неё можно положить все свои плохие чувства: гнев, обиду, страх, злость, и т. д. Детям предлагаю сделать это, имитируя движения складывания. В конце игры коробку закрываем и говорим, что все ненужные нам чувства остались в ней.
10. Для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищённости используем психологические речевые настройки
- здравствуйте,мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно. А в нашей группе тепло, светло и весело. Ваша улыбка-солнышко, от которого становится тепло и хорошо, поэтому мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
11. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников воспитательно – образовательного процесса.
___
___
ВОСПИТАТЕЛЯМ
Может, просто стало нам привычно,
Но не видеть этого нельзя,
Что у воспитательниц обычно
Вечером усталые глаза.
Мы-то знаем, что это такое,
Детворы неугомонный рой!
Тут с одним-то не найдешь покоя,
А не то, что с этакой гурьбой.
Тот смешлив, а этот смотрит косо,
Там драчун уж затевает бой.
А вопросы? Тысячи вопросов.
И ответа требует любой.
Сколько нужно ласки и заботы,
Всех услышать, каждого понять.
Благодарна и трудна работа
Постоянно маму заменять.
Не тревожно на работе маме.
Веселы ребячьи голоса.
Ведь всегда следят за малышами
Добрые усталые глаза.
День окончен. Не все песни спеты.
У детишек не тревожен сон.
Так прими ж поклон от всей планеты,
За детей прими от нас поклон!