Ледовская Нина
Программа психологического сопровождения детей группы риска
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила:
Ледовская Нина Викторовна педагог-психолог
МБДОУ 5 «Теремок»
Цель: помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Задачи:
1. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. Развить способности понимать эмоциональное состояние другого ребенка и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации;
2. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов. Воспитать уверенность в себе;
Публикация «Программа психологического сопровождения детей группы риска» размещена в разделах
3. Формирование адекватной самооценки у детей;
4. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.
Разработчик: педагог-психолог Ледовская Нина Викторовна
Контингент воспитанников: Дети дошкольного возраста
Принципы и подходы к формированию Программы.
Основные принципы психокоррекционной работы :
1. Принцип первый – единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
2. Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.
3. Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития.
4. Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции.
5. Принцип пятый – подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному.
Методы коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска»
1. Нейропсихологические технологии, ориентированные на формирование психических функций
ребенка;
2. Современные методы иммунопрофилактики психосоматического состояния ребенка;
3. Телесно-ориентированные и психотерапевтические методы работы, направленные на развитие
коммуникативных качеств ребенка и коррекцию отклонений в эмоционально-личностной сфере.
Направления коррекционной работы с детьми «группы риска»
Тревожные дети.
1. Повышение самооценки ребенка;
2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Агрессивные дети.
1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.
Гиперактивные дети.
1. Развитие дефицитарных функций;
2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Этапы психологического сопровождения детей «группы риска» в условиях ДОУ
Созданная мною система характеризуется поэтапной стратегией сопровождения ребенка группы «риска» в образовательном пространстве ДОУ
Первый этап - диагностический - сбор информации о ребенке, определение характера детских проблем и путей их решения.
Второй этап – коррекционно-развивающий - составление комплексно-тематического планирования с детьми «группы риска», составление индивидуального коррекционно - развивающего маршрута для каждого проблемного воспитанника.
Третий этап – профилактический - планирование работы с педагогами и организация взаимодействия с родителями (законными представителями).
Четвертый этап – рефлексивный - оценка результативности коррекционно-развивающей работы.
Первый этап: Диагностический
1. Запрос (жалоба) со стороны педагогов либо родителей;
2. Запланированная диагностика определенного контингента детей ДОУ, в ходе которой психолог может выявить те или иные проблемы ребенка (например, вновь поступившие дети, выявление уровня готовности к школе или диагностика группы по запросу администрации).
3. Опросник для педагогов «Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста» («Школьный психолог» № 39, 1999г.) позволяет дать комплексную оценку личностных особенностей детей. Если общее количество баллов, набранных ребенком, превышает 28 баллов, то он может быть отнесен к «группе риска» и направлен на углубленное обследование (психолога, логопеда, ПМПК,
Источник сбора информации - опросные листы:
«Оценка выявления агрессивности, тревожности, гиперактивности» (П. Бейкер, М. Алвард)
«Оценка выявления агрессивности, тревожности, гиперактивности» (П. Бейкер, М. Алвард);
«Портрет» включает в себя характеристику и рекомендации по сопровождению (задачи, методы и приемы) детей группы «риска» по следующим категориям:
• Гиперактивный ребенок
• Агрессивный ребенок
• Тревожный (замкнутый ребенок)
Информометрия и «портреты» облегчают педагогам заполнение опросных листов на ребенка и помогают определить характер детских проблем.
Собранная в результате первичной диагностики информация обобщается и на ее основе формируется потенциальная группа «риска».
«Углубленная диагностика».
Цель: уточнение причин, лежащих в основе детских проблем и определение зоны ближайшего развития. От него зависит результативность дальнейшей коррекционной работы с детьми. Например, причинами, породившими такую детскую проблему «как нарушение межличностных отношений с окружающими и высокий уровень межличностной тревожности» могут быть: низкая самооценка, наличие страхов, недостаток опыта в общении или неумение передавать и «читать» чувства и эмоции.
1. Изучение анамнеза детей. Анализ медицинских карт детей, позволяет сделать вывод о характере протекания беременности и родов мамы, особенностях раннего развития, рекомендациях врачей – специалистов.
2. Комплекс диагностических методик, позволяющий уточнить характер проблемы, имеющейся в эмоционально – волевой сфере ребёнка, и причины ее возникновения.
Тревожность
1 «Шкала тревожности» (А. М. Прихожан); Определение уровня тревожности и ее доминирующей направленности: самооценочной, межличностной, учебной.
2 «Тревожный ребенок» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)
3 Социометрическая методика «Домики» (Коломенский) определение социального статуса ребенка в группе сверстников
Выявление характера видов тревожности
4 Проективная методика «Лесенка» (В. Г. Щур, (в модификации С. Г. Якобсона)
Выявление характера тревожности
5 Опросник «Интервью» (А. П. Захаров) или тест «Страх в домиках»
(модификация М. А. Панфиловой)
Агрессия
Если в результате первичной диагностики у ребенка была выявлена агрессивная направленность личности, то используются проективные методики
6 Методика «Крокодил» (Н. И. Аносова) Выявление направленности агрессивности
7 Методика «Кактус» (М. А. Панфилова)
8 Проективная методика «Лесенка» Выявление характера самооценки
Гиперактивность
Информометрические методики
1. «Оценка выявления агрессивности, тревожности, гиперактивности» (П. Бейкер, М. Алвард)
2 «Оценка выявления агрессивности, тревожности, гиперактивности» (П. Бейкер, М. Алвард)
3 Методика «Домик» (Д. Б. Эльконин) Оценка произвольности внимания и уровня сформированности самоконотороля
4 «Корректурная проба»
(Б. Буродоли)
3. Комплекс диагностических методик «Семья и дети»
Тревожность
1 Анкета для родителей «Анализ социально – педагогических факторов семейного воспитания детей» (Е. П. Арнаутова) Выявить влияние социально – психологических факторов семейного воспитания: социальный статус, доход, образование, жилищные условия на уровень эмоционального благополучия и развития ребенка.
2 Тест «Взаимоотношения с детьми в семье» (С. Канн - Калик) Выявление родительских установок и стиля семейного воспитания
3 Проективная методика «Социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер)
4 Опросник для родителей «Тип воспитания детей»
5 Методика «Рисунок семьи» Выявление наиболее полную картину взаимоотношений в семье и статус ребенка в ней
6 Методика «Неоконченное предложение»
Второй этап: Комплексно-тематическое планирование с детьми «группы риска»
Название блок Задачи Тема
Блок 1.
Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций Задачи.
Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации. 1. «Знакомство» «Мое имя» (начало, «Угадай, кого не стало», «Узнай по голосу» Рисование на тему «Автопортрет»
2. «Мое имя» «Связующая нить», «Прогулка», «Мое имя» (продолжение, «Угадай, кто я?», «Возьми и передай» Рисование на тему «Я в трех зеркалах»
3. «Я люблю.» «Переходы», «Разыщи радость», «Подари движение» Рисование на тему «Я люблю больше всего.»
4. «Настроение» (начало) «Солнечный зайчик», «Тренируем эмоции», «Передай улыбку другому» Рисование на тему «Мое настроение»
Блок 2.
Коррекция тревожности. Формирование социального доверия Задачи.
Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение. 5. «Настроение» (продолжение) «На что похоже настроение», «Настроение и походка», сценка «Котята», игра «Хоровод»
6. «Наши страхи» (начало) Сценка «Тараканище», «Расскажи свой страх», «Музыкальная мозаика» Рисование на тему «Нарисуй свой страх»Рисование на тему сценки
7. «Наши страхи» (продолжение) «Беседа о страхах», «Стойкий оловянный солдатик», сценка «Котенок по имени Гав» Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь»
8. «Я больше не боюсь» «Смелые ребята», «В темной норе», «На лесной поляне», «Тень», «Слепой и поводырь»
Блок 3.
Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей Задачи.
Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции. 9. «Новичок» «Молчок», «Три характера», «Скучно, скучно так сидеть», «Дракон кусает свой хвост», «Комплименты», Рисование на тему сценки: «Три характера»
10. «Ласка» «Назови и покажи», «Страшный зверь», «Ласка», «Минута шалости», «Волшебный сон» Рисование на тему «Страшный зверь» 11. «Общая история» Сочиняем «Общую историю», «Колдун», «Иголка и нитка» Коллективное рисование «Общая история»
12. «Волшебный лес» «Ежик», «Ежики смеются», «Тропинка», «Танец» Рисование на тему «Волшебный лес»
Блок 4.
Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы Задачи.
Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления. 13. «Сказочная шкатулка» «Сказочная шкатулка», «Волшебное колечко», «Принц и принцесса», «Танец» Рисование на тему «Волшебные зеркала»
14. «Доброта» «Злодей», «Не смей!», «Впереди всех», проигрывание ситуаций Рисование на тему проигранных ситуаций
15. «Радость» «Утро», «Радость», «Я все люблю», «Шарик» Рисование на тему проведенных этюдов
16. «Волшебники» «Взаимоотношения», «Солидарность», «Передай по кругу», «Волшебники», «Цветок»
Блок 5.
Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения Задачи.
Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе. 17. «Солнце в ладошке» «Встреча сказочных героев», «Мальчик (девочка) — наоборот», «Солнце в ладошке», «Просто так», «Клеевой дождик», «Идем за синей птицей»
18. «Встреча с другом» «Встреча с другом», «Два 14друга», «Окажи внимание другому», «Музыкальная мозаика», проигрывание ситуаций Рисование на тему «Мои друзья»19. «Помирились» «Поссорились и помирились», «Мирная считалка», «Вежливый ребенок», «Кого мы называем вежливым», разыгрывание ситуаций, «Розовое слово «привет»
20. «Правила дружбы» «Найди друга», «Секрет», «Цветик-семицветик», «Улыбка», «Правила дружбы» Рисование на тему «Новоселье»
Третий этап: Перспективное планирование работы с педагогами
Психологическое сопровождение педагога направлено на то, чтобы помочь разобраться, проанализировать и найти пути решения проблем в сферах его профессиональной деятельности:
«Педагог – ДОУ» - взаимодействие с администрацией и коллегами по работе;
«Педагог – группа» - общение со всей группой детей и малой группой;
«Педагог – ребенок» - диалоговое общение с ребенком и его родителями;
«Я – педагог» - профессиональная саморегуляция и личная психотехника.
Направление работы педагога- психолога Мероприятия, формы
«Психологическое просвещение» Лекции, беседы, консультации, круглые столы, практикумы.
Цель – дать конкретные ориентиры в применении психологических знаний и убедить в их значимости, настроить на конструктивное взаимодействие.
«Личные беседы» Индивидуальное консультирование.
«Микроклимат» Создание психологически благоприятного микроклимата в коллективе через выработку у членов коллектива навыков эффективного взаимодействия и взаимопонимания.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Концепция сопровождения ребенка «группы риска» в условиях дошкольного учреждения предполагает самое активное участие их родителей, которые должны не только знать и понимать, что предпринимает персонал учреждения, но и продолжать, дополнять его усилия в домашних условиях. Только совместными усилиями семьи и специалистов ДОУ можно достичь стабильных существенных результатов в коррекционной работе с ребенком. Родители – «профессия» педагогическая, но очень часто им не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, умения найти выход из той или иной ситуации, поэтому родители являются одним из субъектов сопровождения развития ребенка.
Этапы Содержание работы Методическое сопровождение
«Знакомство» Социально психологические условия семейного воспитания. Стиль семейного воспитания. Программа мониторинга семьи
«Просвещение» Наглядная агитация. Встречи со специалистами на родительских собраниях, практикумах, семейных клубах. Методические рекомендации. Организация встреч с родителями. Сценарии встреч с родителями
«Индивидуализация» Выявление и знакомство с опытом семейного воспитания (семейные газеты) Программа
детско-родительского семейного клуба «Дружная семейка». Методические рекомендации «Индивидуальное консультирование родителей».
«Дифференциация» Выявление проблем: беседы, наблюдения, тесты, опросы. Коррекция родительских установок: беседы. Программа детско- родительского семейного клуба «Дружная семейка». Методические рекомендации «Индивидуальное консультирование родителей»
«Интеграция» Совместные мероприятия: развлечения, совместные акции, конкурсы. Сценарий развлечений, конкурсов.
«Рефлексия» Выявление изменений родительских установок, запросов. Оценка эффективности проводимых мероприятий. Результаты мониторинговых исследований.
Анкетирование.
«Перспектива» Внесение корректив. Обсуждение планов на будущее.
Система мониторинга
Четвертый этап: Оценка результативности работы по сопровождению ребенка «группы риска»
Об эффективности коррекционно-развивающей работы с ребенком и возможности вывода его из «группы риска» позволяет судить следующая информация:
Положительный психоэмоциональный статус ребенка.
Тревожность
1 «Шкала тревожности» Определение уровня тревожности и ее доминирующей направленности: самооценочной, межличностной, учебной.
2 «Тревожный ребенок»
Самооценка
3 Проективная методика «Лесенка» Выявление характера самооценки
Страхи
4 Опросник «Интервью» или тест «Страх в домиках» Выявление характера страхов
5 Проективная методика «Крокодил» Выявление направленности агрессивности
Уровень сформированности произвольности и самоконтроля.
Статус ребенка в группе сверстников.
6 Социометрическая методика «Домики» Определение социального статуса ребенка в группе сверстников.
Изменение детско-родительских отношений в семье.
7 Тест «Взаимоотношения с детьми в семье» Выявление родительских установок и стиля семейного воспитания.
8 Проективная методика «Социограмма»
9 Опросник для родителей «Тип воспитания детей»
Уровень психологической готовности к школьному обучению.
Принципы построения здоровьесберегающей развивающей среды Новообразования
Возможность реализации биологической потребности в движении Наличие достаточного свободного пространства, традиционное и нетрадиционное двигательно- оздоровительное оборудование
Эмоциогенность среды – обеспечение каждому ребенку эмоционального и функционального комфорта Зоны отдыха, подвесные модули, цветовое решение среды, музыкальный фон
Индивидуальная комфортность среды – обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей Зоны приватности, уголки уединения
Деятельно-возрастная ориентация среды Постепенное обогащение и развертывание среды в соответствии с развитием возможностей детей
Развивающая ориентация среды, позволяющая ребенку полноценно осваивать все виды детской деятельности Организация центров активности в соответствии с основными видами детской деятельности; алгоритмы самостоятельной деятельности и вариативного использования оборудования
Реализация позиций «Я» - концепции: наличие информации о ребенке, его достижениях, продуктах его деятельности «Личные портфели достижений», стенды «Кто сегодня у нас сегодня самый…», «Я – звезда», выставки детских работ
Полоролевая адресованность оборудования и материалов Организация центров, отвечающих интересам, как мальчиков, так и девочек
Динамичность среды Возможность быстрого изменения среды, исходя из интересов и потребностей детей (ширмы, модули)
Информативность среды Плакаты, схемы, продукты исследовательской деятельности
Таким образом, стремясь к созданию такого развивающего пространства, благодаря которому закрепляются новообразования, возникшее в результате коррекционной работы, и ребенок, входящий в современный мир, становится более уверенным и успешным.
Материально-техническое обеспечение программы психологического сопровождения детей «группы риска»
Диагностический материал «Оценка особенностей развития ребенка
дошкольного возраста»
«Критерии оценки выявления агрессивности ребенка»
«Критерии оценки гиперактивности»
«Критерии определения тревожности»
«Шкала тревожности»
Тест «Тревожный ребенок»
Проективная методика «Лесенка»
Опросник «Интервью» или тест «Страх»
Проективные методики «Крокодил» или
«Кактус»
Социометрия «Домики»
«Домик», «Корректурная проба»
Анкета для родителей «Анализ социально- педагогических факторов семейного воспитания детей»
Тест «Взаимоотношения с детьми в семье»
Проективная методика «Социограмма»
Опросник для родителей «Тип воспитания детей»