Светлана Самсонова
Программа по развитию песенного творчества у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №6 «Колосок» п. Гигант Сальского района
Программа по развитию песенного творчества у старших дошкольников.
Музыкальный руководитель Самсонова С. Г.
п. Гигант
2018 г.
Программа по развитию песенного творчества
Пояснительная записка
Срок реализации – 1 год.
Публикация «Программа по развитию песенного творчества у старших дошкольников» размещена в разделах
Формы проведения: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.
Занятия проводятся, согласно утверждённой сетки, 2 раза в неделю.
Методы: наглядные, словесные, практические (творческие, игровые.
Цель: развитие музыкальных творческих способностей детей в пении.
Задачи:
-пробудить интерес к творческому процессу.
- развить творческую активность ребенка, творческое мышление, воображение.
- развивать навык элементарной импровизации в пении.
- расширить и обогатить музыкальный опыт детей.
- помочь каждому ребенку поверить в себя, в свои способности, осознать свою нужность и значимость в этом мире.
Актуальность
«Сколько бы не заниматься занятиями музыкой, все это не сформирует музыканта или слушателя музыки. Поэтому из всех направлений музыкального воспитания творческое является самым важным фактором, способным воспитывать здоровое отношение к музыкальным традициям прошлого и настоящего».
Эдмунт Сайклер, педагог-музыкант
Содержание современного образования основана на идее личной ориентации и предполагает создание условий успешности развития каждого ребенка, реализации его способностей, творческого самовыражения в различных видах деятельности.
Развитие песенного творчества в условиях ФГОС ДО актуально и приобретает в настоящее время доминирующее значение. Это также объясняется современными требованиями к музыкальному воспитанию дошкольников, необходимостью формирования самостоятельной творческой личности ребенка. С точки зрения ФГОС ДО актуальность заключается в том, что основа развития песенного творчества - игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность.
В дошкольном возрасте творчество становится естественным способом существования ребенка и дает прекрасные возможности для развития. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Согласно словарю, импровизация – особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Цель импровизации на занятиях в детском саду – активизировать творчество детей. Использование импровизации – перспективный прием для воспитания интереса к музыке, накопления музыкального творческого опыта, так как ребенок сразу входит в непосредственный контакт с музыкой. Для вокальной импровизации не требуется никаких приспособлений: голосовой аппарат имеется у каждого.
Песенное творчество привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.
Песенное творчество обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка:
- эстетическое – развивает чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость.
- умственное – развивает память, кругозор, внимание, воображение, речь, мышление.
- формирует дружелюбие, активность, коммуникативные навыки, самостоятельность.
- воспитывает умение преодолевать трудности.
- дает возможность для самовыражения.
Условия реализации программы
Такими условиями являются:
- личностно-ориентированное взаимодействие детей и педагога.
- эмоционально - положительное отношение между сверстниками.
- использование разнообразных методов и приемов обучения, направленных на активизацию детей.
- индивидуальный подход к каждому ребенку.
- создание предметно-развивающей среды.
- накопление впечатлений от восприятия музыки (музыкального опыта).
- накопление опыта исполнительства.
Необходимо понимать, что успех творческого развития детей во многом зависит от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими методическими материалами, от правильного их применения с учетом возраста детей, их заинтересованности и возможностей, от условий, которые необходимы для творческого процесса.
Конечно, наивно ожидать, что дети сразу начнут излагать хорошо оформленные музыкальные мысли, но обучать первичным навыкам – в силах музыкального руководителя. Н. А. Ветлугина писала, что под творческой деятельностью понимается не столько предметный результат, сколько творческий процесс, а также пробуждение на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению. По своему опыту знаю, что, если наладить эту работу в системе, на каждом занятии предлагать детям творческие задания, то, к концу пребывания их в детском саду, вокальные импровизации будут звучать достаточно интересно, а отдельные дети могут добиться того, что их вокальные импровизации будут изложены в форме периода и будут представлять собой завершенную музыкальную мысль (мелодию, заканчивающуюся на тонике, на главной ступени лада.
Особенности развития песенного творчества у детей 6-7 лет
Песенное творчество – путь формирования музыкальности детей. Его значение, однако, намного шире и глубже. В наивном детском творчестве кроются возможности развития не только специально-музыкальных способностей, но и общеэстетических представлений и общих качеств личности ребенка.
Стремление к песенному творчеству проявляется рано. Часто можно видеть, как дети напевают, импровизируя мелодии, ритмические попевки во время свободных игр. Поэтому уже с младшего дошкольного возраста можно привлекать детей к этому виду творчества. Б. М. Теплов отмечал, творческая деятельность полезна для развития детей, так как она соответствует их потребностям и возможностям.
Психофизические особенности ребенка 6-7 лет позволяют активно включать его в разнообразные виды музыкальной деятельности. У детей этого возраста заметно повышается производительность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания и памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается умение следовать образцу, заметно повышается умственная и физическая работоспособность дошкольника, степень которой тесно связана, во-первых, с интересом к делу, а во-вторых, с чередованием игры и занятий. Это необходимо учитывать при организации деятельности ребенка. В этом возрасте заметно повышается уровень наглядно-образного мышления. Зная о психофизиологическом развитии детей старшего возраста, можно решать более сложные развивающие и воспитательные задачи.
Дети 6-7 лет уже неплохо обладают всеми вокально-хоровыми навыками: они четко проговаривают слова песни, умеют брать дыхание по фразам, умеют петь дружно – в одной динамике и в одном темпе. На 7-м году жизни происходит скачок в развитии певческого голоса: увеличивается диапазон, голоса звучат более легко, напевно и более интонационно чисто.
К этому возрасту дошкольники уже знакомы с языком музыкальной речи и начинают сознательно и активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. Быстрое, импровизированное решение детьми творческих задач как раз и основывается на этом опыте.
Дети этого возраста способны выражать в пении определенные чувства, настроения, умеют петь выразительно, осмысленно импровизировать мелодии. От природы они любознательны и полны желания делать что-то интересное.
Реализация программы
Первый этап формирования песенного творчества носит ориентировочный характер. Прежде всего создается соответствующая установка на новую деятельность: формируются первые представления о процессе сочинения, возбуждается к нему интерес. Надо сказать, что хороших результатов в развитии творческих способностей можно добиться лишь при условии развития определенного уровня музыкальности у ребенка. В своих сочинениях дети непосредственно применяют все то, что усвоили в процессе обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями дошкольников, приобретает развивающий характер. Поэтому на занятиях необходимо развивать все компоненты музыкального слуха: звуковысотный, ритмический, динамический, ладовый, тембровый.
Использование системы специальных творческих заданий (творческих упражнений, различных методов и приемов позволяет добиться положительных результатов в развитии песенного творчества.
Песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослых и детей. Вначале ребенок включается в выполнение только отдельных частей заданий, их элементов. Далее занятия усложняются. Творческие задания – это метод развития песенного творчества.
Начинаем с самых простых творческих заданий: научиться передавать голосом самые различные интонации (жалобы, просьбы, радости, вопросительные и утвердительные интонации). Формой для таких упражнений являются мотивы и короткие интонационные обороты, различные подражания.
Например, можно попросить ребенка показать, как жалобно мяукает котенок, как утвердительно кричит петушок, как уверенно шагают дети на зарядку: «раз-два, раз-два», используя при этом всего два звука разной высоты. При этом надо нацеливать детей на то, чтобы их музыкальные образы были эмоционально окрашены. Все это нужно освоить для успешной творческой деятельности, как необходимый этап.
Музыка в звуковысотной интонации ближе всего к речи, поэтому, развивая интонационную выразительность, можно использовать детские стихи, народные потешки, попевки, предложив ребенку произнести текст в разных регистрах (низким и высоким голосом, с разной динамикой (тихо, громко, в разном характере (грустно, ласково, сердито, радостно, напевно). Такие задания проводятся в игровой форме: к каждой интонации можно подобрать определенный образ и уже в образе произносить заданный текст. Филологи насчитывают в русском языке 20 интонаций. Каждая из них выражает соответствующее эмоциональное состояние и передается через комплекс выразительных средств – звуковысотную интонацию, темп, тембр, динамику. Целенаправлено изменяя тембр, высоту звука, темп, динамику в произношении текста, наполняя его необходимыми эмоциями, ребенок добивается осмысленной выразительной интонации. Этот навык поможет детям выполнять творческие задания в пении.
Примерные стихи, которые помогут в развитии речевой интонации:
Ежик
Бедный ежик, бедный ежик,-
По ночам не спит!
Весь в иголках, лечь не может,
Сядет и сидит. (грусть, сопереживание)
Барабанщик
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд,
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд! (уверенно)
К начальным попыткам обучить детей импровизированию относится просьба спеть свое имя. Это знакомый прием, хорошо себя зарекомендовавший. Педагог нараспев произносит свое имя и отчество. Естественно, что, называя себя, ребенок не сможет повторить мелодию, так как она по ритму и продолжительности не совпадает с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и уже носят элементы творчества. Это творческое задание по силам детям 4-5 лет, но и в старших группах находятся дети, которые затрудняются его выполнить.
Перед педагогом стоит задача – учить ребенка петь свое имя на звуках разной высоты, пробуждать интерес к творческому процессу.
В творческом задании «Лошадка» можно попросить ребенка спеть, как скачет лошадка. Ребенок пропевает слова «цок, цок» в своем темпе, в своем ритме. С такой же просьбой педагог обращается к другому ребенку: «А как твоя лошадка скачет?» В самом вопросе уже подразумевается, что лошадка должна скакать по-другому. Это побуждает к поиску собственных интонаций.
Отсюда и задачи – развивать ориентацию в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой ребенок комбинирует музыкальные звуки, отличные друг от друга по высоте, длительности, динамике. Побуждать детей к поиску различных интонаций, различных ритмических рисунков для передачи образа.
«Беззаботная песенка»
Предлагается импровизировать свой мотив, состоящий из нескольких звуков на слог «ля». Используется игровой прием «творческое соревнование». Дети соревнуются в том, кто больше придумает разных «беззаботных песенок». Важно поупражнять детей в самостоятельном нахождении мелодических оборотов, ходов, передавая радостное, беззаботное настроение. Задача –
развивать интонационно-певческие навыки, упражнять детей в нахождении «позитивных», мажорных мелодических оборотов, создавая «копилку» для творческих проявлений детей.
Приобретя определенные навыки, переходим к новому этапу развития творческих способностей детей в пении.
«Заверши мелодию»
В этом творческом задании дети должны завершить мелодию, начатую педагогом, спеть ее окончание. На первом этапе можно использовать звукоподражания, например, предложить детям придумать, как жужжит пчела в песенке «Пчела жужжит» Ломовой. Взрослый пропевает почти весь текст песни, а ребенок импровизирует на последнюю строчку. Прежде, чем попросить ребенка сделать это самостоятельно, необходимо показать, как можно спеть звукоподражание на слог «жу». Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый должен помочь ему завершить мелодию.
Пчела жужжит, музыка Т. Ломовой.
У пчелы полно хлопот –
Добывать ей надо мед.
Над цветком пчела кружит,
Про дела свои жужжит:
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу» (2 раза)
Задачи – обогащать вокально-интонационный опыт детей новыми интонациями. Формировать первоначальные навыки песенной импровизации.
«Вопрос – ответ»
Осваиваем новую форму импровизации «Вопрос – ответ». Это музыкальный диалог взрослого и ребенка. Музыкальный руководитель задает вокальный вопрос, а ребенок отвечает своей мелодией. Текст должен быть прост и доступен. Примеры:
Вопрос: Маша, где же ты была?
Ответ: Я в садочке чай пила.
Вопрос: Что такое Новый год?
Ответ: Это – дружный хоровод!
Вопрос: Зайка, зайка, что ты грустный?
Ответ: Не найду качан капустный.
Вопрос: Петуха спросили дети:
«Почему зовут вас Петей?»
Так ответил детям Петя:
Ответ: «Хорошо умею петь я!»
Напомнить детям, чтобы их музыкальные ответы отражали содержание текста, ведь музыка – это язык чувств и настроений. Задача – закреплять умение импровизировать различные вокальные ответы в диалоге взрослого и ребенка. Учить детей самостоятельно подбирать разные по настроению интонации.
«Сочини свою песенку» (импровизация на заданный текст)
На первом этапе нужно предложить детям произносить нараспев различные словосочетания, например, «ласковое солнышко», «котик заболел», придавая своим интонациям эмоциональную окраску. Поупражнять детей в поиске выразительных интонаций. Далее можно переходить к освоению более сложного задания – импровизации мелодий на заданный текст.
Детям предлагается текст для импровизации. Настроение, характер этого текста обязательно нужно с детьми обговорить, подумать, какие музыкально-выразительные средства можно использовать для данного текста (характер мелодии, темп, ритм). Педагогу необходимо исполнить, показать детям несколько вариантов мелодий на один и тот же текст. Образцы служат своеобразными побудителями для решения детьми творческих задач и подсказками для их решения.
Тексты возможных песенок:
«Весна-красна»
Весна-красна идет
И песенку поет!
(использовать радостные интонации)
«Снежинка»
Легкие пушинки –
Белые снежинки.
(использовать спокойные, нежные интонации)
«Дождик»
Ветер песню напевает,
Тучки на небе качает.
(использовать грустные, печальные интонации)
Задача – расширять интонационно-вокальный диапазон, упражняя детей в поиске новых творческих интонаций. Совершенствовать интонационную выразительность в пении, используя мажорный и минорный лад.
«Музыкальные картинки»
Детям раздают картинки. На них могут быть изображены птичка, белочка, лошадка, машинка, картины природы и т д. Ребенок должен придумать песенку по содержанию картинки на заданный текст.
Картинка «Белочка»
Рыжий маленький зверек
По деревьям прыг да скок.
Картинка «Лисичка»
Шла лиса по мостику
И виляла хвостиком.
Картинка «Петушок»
Петя, Петя, петушок
Целый день учил стишок.
Задача данного творческого задания – упражнять детей в импровизации мелодий на заданный текст, развивая навык песенной импровизации.
«Сочинение мелодий в определенном жанре»
Работу надо начинать с разучивания стихов, текстов, которые будут использоваться в этом задании. Текст для импровизаций должен быть ярким, лаконичным, удобным для музыкального воплощения.
Дети к этому этапу уже накопили определенный опыт в сочинении мелодий и неплохо справляются с заданием. Они применяют знания, полученные на занятиях. В этом возрасте дошкольники хорошо определяют жанры музыки по характеру мелодии и аккомпанемента, они знают музыкально-выразительные средства каждого из них. Но, если кто-то из детей затрудняется выполнить задание, можно использовать не текст, а слоги. Например, импровизировать мелодию марша на слог «та», мелодию польки на слог «ля», колыбельную на короткое слово «баю». А тексты могут быть такими:
В жанре польки
Улыбнись, дружочек мой,
Потанцуем мы с тобой!
В жанре марша
На зарядку мы спешим,
Стать мы сильными хотим!
В жанре колыбельной песни
Баю, баю, баиньки,
Засыпайте, заиньки.
Задачи – учить импровизировать мелодии в характере марша, польки, колыбельной песни, находить нужные интонации, использовать «музыкальный язык» для воплощения того или иного жанра.
«Музыкальный театр»
Для выполнения этого творческого задания подходят русские народные сказки. Например, в сказке «Теремок» детям предлагается придумать мелодии вопросов и ответов для персонажей сказки.
Вопрос: - Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Ответ: Я, мышка-норушка…
Я, лягушка-квакушка…
Я, зайчик-побегайчик…
Чтобы заинтересовать детей этим заданием, можно использовать куклы би-ба-бо. Надевая куклу на руку, ребенок «входит» в образ, его импровизации становятся интереснее, разнообразнее. Задачи – формировать навык самостоятельно находить нужную певческую интонацию для передачи конкретного образа. Развивать творческую активность ребенка, его творческое мышление, воображение.
Во всех видах творческих заданий необходимо использовать метод показа (наглядный метод). Ребенок должен услышать несколько вариантов выполнения задания. Это творчески развивает и обогащает музыкальный опыт детей, они учатся комбинировать знакомые интонации, в результате получая свои собственные. Это и есть творческий процесс.
Игровые способы воспитания, развития и обучения замечательны тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение. Игровые методы больше, чем другие средства воздействия, соответствуют потребностям растущего организма ребенка, так как ставят серьезную преграду на пути быстрого утомления и усталости детей.
Благодаря различным методам и приемам можно превратить творческое развитие в осознанное и интересное для ребенка дело. Например, в творческом задании «Музыкальные картинки» предложить всем превратиться в игрушки: в белочек, петушков, лошадок, лисичек, изображенных на этих картинках. Дети принимают это условие и уже от лица игрушки выполняют задание.
Сочиняя мелодии в определенном жанре, дети берут на себя роль композитора. «Кто сегодня хочет быть композитором?» - спрашивает музыкальный руководитель. Конечно же, хотят все. Дети по одному выходят, становятся лицом к «зрителям», объявляют, в каком жанре будут импровизировать. Это творческое задание иногда называют игрой «Композитор».
Дети любят наряжаться, поэтому элементы костюмов (шапочки, ушки) тоже помогают создать игровую ситуацию («Лошадка», «Заверши мелодию»)
Использование игрушек («Вопрос – ответ», музыкальных инструментов («Сочини песенку», театральных кукол («Музыкальный театр», введение элементов соревнований («Беззаботная песенка») – все позволяет сделать творческий процесс интереснее, доступнее, плодотворнее.
Задача музыкального руководителя – обучение превратить в игру, а игру – в обучение и развитие, ведь именно в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва. Просвещение 1988г.
2 Радынова О. П. «Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения. Журнал «Справочник музыкального руководителя» №о 2012г. Москва. Издательство ООО МЦФЭР.
3 Теплов Б. М. «Психология музыкальных способностей». Москва. Наука 2003г.
4 Интернет – ресурсы.