Наталья Шевелева
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы обучения грамоте старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
«Основы обучения грамоте
Направленность: естественно-научная
Уровень: ознакомительный
Возраст учащихся: 6 -7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Шевелева Наталья Анатольевна,
Педагог - организатор
2016 -2017 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Основы обучения грамоте старших дошкольников“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
«Чтение – это речевая деятельность, связанная с выявлением и осознанием смысловой информации на основе воссоздания звуковой формы слова по определённым правилам, которые диктуются своеобразием графики данного языка».
То есть, МЕХАНИЗМ ЧТЕНИЯ – это «перекодирование печатных (письменных) знаков и их комплексов в смысловые единицы и слова».
В самом определении уже видно, насколько сложен этот процесс для дошкольника. Ребёнок сталкивается с разными трудностями, которые могут носить как психологический, так и физиологический, и нейрофизиологический характер.
Наша задача – помогать ребёнку на пути преодоления возможных трудностей. При этом мы должны помнить, что обучение дошкольников в принципе отличается от обучения детей школьного возраста, т. к. ведущей деятельностью дошкольного периода является игра. Поэтому особое внимание при этом следует уделять игровым приёмам и дидактическим играм. Именно в играх формируются и развиваются основные психические процессы: речь, память, мышление, внимание, воображение. А значит, и закладываются основы для овладения детьми сложным механизмом чтения.
«Обучение грамоте дошкольников носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребёнка».
Нормативно-правовой и документальной основой Программы кружка являются:
o Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
o Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
o СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
o Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
o Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Цель программы:
Овладение детьми сознательным чтением предложений и небольших текстов.
Задачи:
1. Учить детей дифференцировать на слух гласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки; делить слова на слоги и ставить ударение.
2. Дать навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции.
3. Познакомить детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение, знаки препинания (точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки).
4. Упражнять в выкладывании из букв разрезной азбуки слов и коротких предложений.
5. Упражнять в правильном печатании букв и слов.
6. Расширять диапазон возможностей использования детьми в общении разных частей речи: имён существительных, глаголов, имён прилагательных, предлогов и междометий.
7. Способствовать формированию у детей заинтересованности в дальнейшем знакомстве с миром русского языка.
8. Формировать произвольность.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6 -7 лет) для подготовки к школе.
Организация и режим занятий.
Формы проведения занятий – подгруппы до 10 детей.
Вторник, четверг: 15.30 – 16.00, 16.00 - 16.30
Продолжительность занятия 30 минут.
Срок реализации Программы: 1 год.
Принципы организации занятий:
психологический комфорт и безопасность образовательной среды (эмоциональное благополучие и безопасность жизни детей);
обучение грамоте, чтению и письму звуковым, аналитико – синтетическим методом;
создание условий для познавательного и личностного развития каждого ребёнка (постановка более сложных задач);
возможность для ребёнка проявить себя в самостоятельной и совместной (с другими детьми и педагогом) деятельности;
доступность предлагаемого дидактического материала;
педагогический оптимизм и эмпатия (вера в возможности каждого ребёнка).
Планируемые результаты:
- умение проводить звуковой анализ слова;
- овладение навыками сознательного чтения;
- знание элементарных правил грамматики русского языка;
- умение находить ответы на поставленные речевые задачи;
- умение переключаться с игровой деятельности на выполнение учебных, образовательных задач.
Учебно-тематический план (всего 64 часа занятий)
Формы проведения итогов реализации программы:
творческий отчет педагога - руководителя;
открытые занятия для родителей.
Календарный учебный график
Методическое обеспечение программы:
• Рабочие тетради № 1, 2, 3 «Пишем и читаем».– В. В. Коноваленко. – М., изд. «Гном», 2016.
• Использование специальных лексико–грамматических упражнений, подобранных в соответствии с последовательностью формирования звуков у детей дошкольного возраста;
Материально-технические условия реализации программы:
1. Наличие отдельного помещения, соответствующего всем нормам и требованиям, согласно ФГОСам и СанПиНам.
2. Наличие учебного оборудования:
- цветные и простые карандаши;
- разрезные азбуки;
- наборы для составления звуковых схем (красные, синие, зелёные фишки, полоски для обозначения ударного звука или буквы);
- карточки с гласными буквами (Приложение№ 1);
- «цветочки для чтения открытых слогов» (Приложение № 2) – раздаточные и демонстрационный плакат.
Учебно-информационное обеспечение программы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования от 17 октября 2013г. № 1155.
2. «Психологические механизмы». - Жилкин Н. И.
3. «Обучение дошкольников грамоте». – Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. - М., «Школьная пресса», 2004.
4. «Пишем и читаем». - Коноваленко В. В. – М., «Гном», 2016.