надежда олифер
Программа психокоррекционных игр для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Программа психокоррекционных игр для старших дошкольников.
ТЕМА 1. Развитие внимания.
Рекомендуется детям, характеризующимся повышением активностью, испытывающим трудности в концентрации внимания и удержании его длительное время на одном предмете.
Игра 1. «Будь внимателен» (25мин.)
Цель: стимулировать внимание; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
Публикация «Программа психокоррекционных игр для старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Процедура игры. Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно 0.5м. Звучит маршевая музыка (рекомендуется «Марш» С. Прокофьева). Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается.
В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.
команда движение
«Зайчики» Дети прыгают, имитируя движения зайца.
«Лошадки» Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.
«Раки» Дети пятятся, как раки (спиной).
«Птицы» Дети бегают, раскинув руки (имитация полета птицы).
«Аист» Стоять на одной ноге.
«Лягушка» Присесть и скакать вприсядку.
«Собачки» Дети сгибают руки (имитация движения, когда собака «служит») и лают.
«Курочки» Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят «ко-ко-ко!».
«Коровки» Дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произнося «му-у-у!»
Занятия проводятся в большой комнате, на ковре. Обязательно следует иметь магнитофон с записями.
Игра 2. «Слушай звуки».
Цель: развитие активного внимания.
Процедура игры. Ведущий договаривается с детьми о том, что когда он нажмет определенную клавишу, они примут соответствующую позу. Когда ведущий будет исполнять музыку, дети свободно двигаются в пространстве комнаты (можно предложить ходить им по кругу).
звук поза
Нажимается клавиша нижнего регистра Поза «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).
Нажимается клавиша верхнего регистра Поза «тополя»)пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).
Игра 3. «Слушай хлопки».
Цель: развитие активного внимания.
Процедура игры. Дети двигаются свободно или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10-20 сек.)
количество хлопков поза детей
1 Поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге, поджав другую).
2 Поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки между ногами на полу).
3 Дети возобновляют движение (ходьбу).
Замечания:
1. До начала игры рекомендуется «выучить» каждую позу и прорепетировать: хлопки – поза
2. Желательно, чтобы дети двигались в играх свободно, без нормирования.
Каждая предполагаемая игра «прокручивается» несколько раз с разными заданиями, участниками. Общая продолжительность игры -25 минут
Игра 4. «Канон». (25 мин.)
Цель: развитие волевого (произвольного) внимания.
Процедура игры. Звучит музыка с хорошо акцентированными тактами. Необходимо выбирать такую музыку, в которой акценты ставятся на первый ударный звук такта.
Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребенок. На второй – второй, на третий – третий и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, он и также по порядку начинают поднимать левую руку. После того как левую руку поднимут все дети, они начинают снова друг за другом поднимать правую руку.
Игра 5 «Зеваки». (25 мин.)
Цель: развитие волевого (произвольного) внимания.
Процедура игры. Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего «Стоп!» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала.
Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончиться, когда 2-3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями.
Игра 6. «Пишущая машинка». (25 мин.)
Цель: развитие волевого (произвольного) внимании, закрепление навыков чтения.
Процедура игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Не следует присваивать только буквы Й, Ь, Ъ т. к. они редко встречаются в односложных словах.
Ведущий произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Кода слово напечатано, все дети хлопают в ладоши.
Слова для игры6 еж, дом, мама, ты, папа, цирк, щелк, чаша, каша, рама, рука, ложка, вода, бык, герб, заря, сон, эра, я, стул.
Замечание: старайтесь так, чтобы каждый ребенок поучаствовал в игре.
Игра 7. «Буквы алфавита». (25 мин.)
Цель: развитие внимания.
Процедура игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок.
Игра 8. «Четыре стихии». (25 мин.)
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Процедура игры. Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего дети выполняют определенные движения руками.
Команда Движения руки
«Земля» Дети опускают руки вниз.
«»Вода» Дети вытягивают руки вперед.
«Воздух» Дети поднимают руки вверх.
«Огонь» Дети вращают руками в локтевых и луче-запястных суставах.
ТЕМА 2. Развитие памяти.
Игра 1. «Четыре стихии». (25 мин.)
Цель: развитие моторно-слуховой памяти.
Процедура игры. Вариант I : ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и четкой. Один из детей по желанию повторяет ритм. Затем дети анализируют правильно ли ребенок повторил ритм. Если кто-то из детей считает, что неправильно, он предлагает свою версию (простукивает ритм).
Вариант II : Ведущий может пропеть музыкальную фразу детской песенки. Одному из детей предлагается повторить ритм этой фразы ударами карандаша по столу.. Затем дети анализируют правильно ли ребенок повторил ритм. Если кто-то из детей считает, что неправильно, он предлагает свою версию (простукивает ритм).
Игра 2. «Запомни движение». (25 мин.)
Цель: развитие моторно-слуховой памяти.
Процедура игры. Ведущий показывает детям движения, состоящие из 3-4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке
Движение 1. Присесть – встать - поднять руки - опустить руки.
Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик», повернуть ладони вниз – опустить руки вдоль туловища – поднять руки по бокам в разные стороны.
Движение 3. Отставить правую ногу вправо – приставить правую ногу – отставить левую ногу – приставить левую ногу.
Движение 4. Присесть – встать – повернуть голову вправо – повернуть голову прямо.
Игра 3. «Слушай и исполняй».
Цель: развитие внимания и памяти.
Процедура игры. Ведущий называет несколько действий, но не показывая их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в которой они были названы ведущим.
Задание 1: повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.
Задание 2: поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
Задание 3: повернуться налево (на90 градусов, присесть, встать.
Задание 4: поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.
Игра 4. «Запомни свою позу».
Цель: развитие моторно-слуховой памяти.
Процедура игры. Каждый ребенок стоит на «своем месте». По команде ведущего все дети должны принять определенные позы (по желанию). Ведущий обходит детей и тем детям, которые приняли одинаковые позы он предлагает сменить их.
Затем играется веселая музыка. Под музыку дети двигаются, танцуют и прочее. (1-1.5мин) Музыка внезапно обрывается, дети должны быстро разбежаться по своим местам и принять те позы, которые они «учили» в начале игры.
Игра 5 «Запомни свое место». (25 мин.)
Цель: развитие моторно-слуховой и пространственной памяти.
Процедура игры. В комнате каждый ребенок запоминает «свое место». Например, у одного ребенка это место – угол, у другого – стул, у третьего – окно, двери, у четвертого – центр комнаты и т. д. Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде ведущего «Место!» они разбегаются по своим местам.
Замечание: можно усложнить задание - занять «Место» другого ребенка.
Игра 6. «Испорченный телефон».
Цель: развитие восприятия и памяти.
Процедура игры. В группе детей по их желанию выбирается один водящий. Затем вся группа детей становится к нему спиной и никто не подглядывает. Ребенок подходит к одному из детей и втайне от других показывает ему какую-то позу (он ее выдумывает сам).
Затем водящий отворачивается и отходит в сторону. Ребенок, которому показали позу выбирает другого участника и показывает ему ту позу, которую он увидел… и т. д.
Когда всем детям показаны позы, они встают в круг лицом друг к другу, Водящий показывает свою позу, и тот из детей, кто закончил игру последним, тоже показывает свою позу. Первая и последняя поза сравниваются.
Замечание: позы должны быть разными. Если дети стесняются и переживают, что их позы разные, объясните им, что так и должно быть, расскажите про «испорченный телефон».
Игра 7. «Вот так позы!».
Цель: развитие наблюдательности и памяти.
Процедура игры. По желанию детей из группы выбирается 5 детей. Один из них – водящий. Остальные дети садятся на стулья, они – зрители.
Четверо из пяти выбранных детей показывают водящему «свои позы». Он обходит детей и запоминает их позы. Затем дети уходят в зал и садятся на стулья, а водящий повторяет их позы в той последовательности, в какой он их увидел.
«Зрители» кричат из зала, правильно повторяется поза или нет, Если неправильно, то один из «зрителей» (по желанию) выходит «на сцену» и повторяет позу, какая была показана в начале игры.
Игра 8. «Запомни порядок».
Цель: развитие памяти.
Процедура игры. Выбираются 5-6 детей. Остальные – «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4-5 участников выстраиваются в «паровозик». Водящий должен посмотреть на «паровозик» одну минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят в «паровозике».
После этого игроки становятся «зрителями», а «на сцену» выходят другие дети.
Игра 9. «Кто что сделал?»
Цель: развитие наблюдательности, восприятия и памяти.
Процедура игры. Из группы детей выбираются 3-4 ребенка. Один из выбранных – водящий. Остальные дети – «зрители». 2-3 выбранных ребенка поочередно показывают водящему какие-то действия. Он смотрит и запоминает. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором он их увидел.
Замечание: желательно игру проводить под фонограмму.
Игра 10. «Художник».
Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей.
Процедура игры. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные – «зрители». Один из выбранных - «художник» (по желанию, другой – «заказывает ему свой портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1.5-2 мин.). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка.
Замечания.
1. Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у нее глаза?» и т. д.
2. Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их физические недостатки.
3. Необходимо подчеркивать внешние достоинства детей: «Ну-ка, вспомни, какая Лена красивая?».
Игра 11. «Тень».
Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.
Процедура игры. Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные – «зрители». Один ребенок –«путник», другой его – «тень».
«Путник» идет через поле, а за ним, на 2-3 шага сзади, идет второй ребенок – его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть». «перескочить через кочку», «остановиться и посмотреть вдаль из-под руки»…
Игра 12.
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных способностей.
Процедура игры. Из группы детей выбирается один водящий Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети – полукругом вокруг него. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же его повторяют это движение.
Водящему разрешается показывать разные движения.
Замечание: в роли водящего должны побывать все желающие дети.
Тема 3. Развитие произвольных движений и самоконтроля.
Игра 1. «Флажок»
Цель игры: преодоление гиперактивности, развитие самоконтроля.
Процедура игры. Звучит музыка (лучше маршевая, и дети двигаются под музыку (маршируют или двигаются свободно). По команде ведущего (поднятие флажка или руки) все дети должны остановиться и «замереть» в тех позах, в которых из застала команда ведущего (на 5-7 сек.). Музыка продолжает звучать.
Затем по команде ведущего дети снова начинают двигаться и т. д.
Игра 2. «Запретный номер»
Цель: развитие самоконтроля, самодисциплины, а также укрепление навыков счета.
Процедура игры. Выбирается определенная цифра, например 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь по четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.
В качестве «запретных» выбираются цифры: 4,7,11, 14, 15, 18. 21, 23,25 (в случае, если дети считают до 25).
Игра 3. «Стой!»
Цель: развитие самоконтроля и произвольных движений.
Процедура игры: Звучит маршевая музыка. Дети маршируют. Музыка внезапно обрывается, но дети продолжают маршировать. Через 1-1,5 минуты музыка возобновляются. А дети – двигаются (маршируют, затем, через 3-4 минуты. Происходит новое внезапное прерывание музыки, дети – маршируют и т. п.
Игра 4. «Замри!»
Цель: развитие произвольных движений.
Процедура игры. Играет веселая и подвижная музыка. Дети прыгают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается. Дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Затем через 1-1.5 минуты музыка вновь возникает, и дети продолжают движение и т. п.
Игра 5. «Волшебное слово»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля и внимания.
Процедура игры. Вариант I. Дети и ведущий становится в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.
Замечание: «волшебное слово» ведущий произносит в случайном порядке, через 1-5 движений.
Вариант II. Процедура игры такая же, как в первом варианте, но тот, кто ошибся, должен выйти на средину и исполнить какой-нибудь «номер» (спеть песенку, прочитать стишок, придумать новую игру и др.)
Замечание: если тот или иной ребенок отказывается от игровых заданий, не заставляйте, продолжайте игры дальше. Постепенно дети станут свободнее и увереннее в себе и будут отказываться все реже и реже.
Игра 6. «Запрещенное движение»
Цель: развитие произвольности.
Процедура игры. Звучит веселая ритмичная музыка (например И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом»). Дети стоят полукругом, в центре – ведущий. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) – запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного.
Тот, кто ошибся, становится ведущим.
Игра 7. «Игра в мяч»
Цель: развитие самоконтроля.
Процедура игры. Дети свободно двигаются под веселую музыку. У одного из детей (водящего) в руках мяч. Он кидает его и кричит: «Таня!» Девочка из группы по имени Таня быстро подбегает и хватает мяч. Она задумывается, подбрасывает мяч и кричит новое имя.
Тот, кто заигрался и не услышал своего имени, становится «зрителем» (выбывает из игры).
Замечание: следите, чтоб дети не называли имена одних и тех же детей. В игре должны участвовать все ребята.
.