Светлана Буслова
Профилактика дисфункции сенсорной интеграции у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика дисфункции сенсорной интеграции у детей с ТНР
Дисфункция сенсорной интеграции- нарушение сбора и обработки сенсорной информации (тактильной, зрительной, слуховой.) и выработки ответной реакции.
Создателем метода сенсорной интеграции является американский ученый, эрготерапевт Джин Айрес.
Дети с ТНР проявляют следующие симптомы дисфункции сенсорной интеграции :
Публикация «Профилактика дисфункции сенсорной интеграции у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
сенсорная защита : сверхчувствительность к касаниям; зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая сверхчувствительность
• сенсорный поиск : предпочтение определенных движений, цвета, пищи; социально несоответствующие манеры; импульсивность и дезорганизованность поведения
• гравитационная неуверенность: непереносимость движения; недостаточная способность к выполнению целенаправленных действий.
Одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему воспитательной, образовательной и коррекционной работы.
Данная проблема решается в нашей группе путем экспериментирования, игр, предметно-практической деятельности, создания определённой развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию всех видов анализаторов.
Основная идея метода сенсорной интеграции заключается в развитии взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами, как базы, основы, предпосылки для формирования других чувств, для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом.
Игры и упражнения на развитие равновесия (балансировка) – «Канатоходец», «Аист», катание на велосипедах, самокатах, прыжки через скакалку, игры с мячом. Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения («Огонь-лёд», «Замри», имитация движений животных, ползание, катание на полу с боку на бок, «спонтанные танцы») .
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Развитию тактильно-двигательных ощущений способствуют продуктивные виды деятельности: лепка из пластилина; соленого теста, рисование пальцами; игры с крупной и мелкой мозаикой; сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, игры с камешками, сыпучими материалами (устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами, выкладываем из них узоры, игры с песком (пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисунки на песке).
Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики рук, поэтому в своей работе мы используем традиционную пальчиковую гимнастику, элементы массажа и самомассажа, что также способствует повышению тактильной чувствительности. Хороший эффект дает использование массажных мячей, Су – Джок шаров.
Используемые нами приемы сенсорной интеграции способствуют формированию представлений о предметах, явлениях окружающего мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.