Ольга Сиротенко
«Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир развивается стремительно. С нарастающей скоростью меняются условия жизни социума и жизненные установки людей. Каждый год в детский сад приходят дети, которые уже немного другие. Они отличаются своими личностными качествами и взглядами на многие явления окружающей действительности, способами и скоростью усвоения, воспроизведения информации, т. к. они растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. Поэтому система образования не имеет права оставаться на месте, она должна развиваться и меняться вместе с новыми реалиями и потребностями общества.
Публикация «„Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества дошкольного образования“» размещена в разделах
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. Если ранее базовой целью образования значились знания, умения и навыки, то современная система образования предлагает новую цель – общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающегося. Но знания, умения, навыки при этом не отменяются, а дополняются воспитанием гармоничной личности, успешной и счастливой в современном, быстро меняющемся обществе.
Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. В российском образовании разработан Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству образования.
Как сказал Ушинский:-«В деле обучения и воспитания ничего нельзя
улучшить, минуя голову педагога», ведь именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Слайд 2 Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Но, прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обращусь к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».
Понятие «компетенция» рассматривается – как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Слайд3 Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
• Воспитательно – образовательное
• Учебно-методическое
• Социально-педагогическое
Система профессиональной компетентности педагога включает в себя совокупность компетенций :
• методологическая
• психолого-педагогическая
• коммуникативная
• исследовательская
• презентационная
• икт-компетентность.
• эмоциональная
Слайд 4 Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Слайд 5 Исходя из современных требований и оценивая собственную профессиональную компетентность, как современный творческий педагог, я повышаю свою компетентность всеми доступными способами:
• люблю и уважаю детей
• знаю возрастные особенностей детей, их психическое развитие, методики воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы для достижения совместно выработанных целей и задач.
• Слайд 6 Получаю высшее образование
• прохожу различные курсы повышения квалификации
• изучаю информационно-компьютерные технологии. Создаю презентаций и видеофильмы для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
• презентую свой положительный опыт на страницах образовательных порталов МААМ и педагогических советах ДОУ
• Слайд 7 активно участвую в педагогических конкурсах разного уровня
• оформляю групповую документацию отчетов, отчеты
• работаю в творческих группах и методических объединениях
• подбираю материал к занятиям, праздникам, для оформления стендов, группы.
• Слайд 8 разработала математическую игру для малышей «Увлекательная математика с Машей и Медведем»
• принимаю участия в семинарах в филиале Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани
• осуществляю позитивное, результативное взаимодействие с родителями, коллегами, администрацией детского сада, воспитанниками и т. д.
Слайд 9 Как сказал президент В. В. Путин "Человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель". Компетентным стать нельзя, можно только всегда «становиться», для чего необходимо иметь волю преодолеть соблазн повторять имеющийся опыт, продумывать альтернативные варианты решений, продуманно выбирать из них оптимальный на основе прогноза протекания процесса. Все эти свойства характеризуют устойчивость профессиональной деятельности педагога.
Слайд 10 Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. А закончить своё рассуждение мне бы хотелось словами педагога А. С. Макаренко: «Умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины». Я никогда не остановлюсь на достигнутом и буду продолжать осваивать это искусство.
Слайд 11 Спасибо за внимание!