Ольга Шишанина
Проектный метод как одна из активных форм работы с семьёй
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы» р. п. Михайловка
Доклад на тему:
«Проектный метод как одна из активных
форм работы с семьёй»
(семинар)
Подготовила:
педагог ДО: Шишанина О. В.
2019 г.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Проектный метод как одна из активных форм работы с семьёй» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Семья и дошкольное учреждение – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, одной из основных задач, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Закон «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Одной из современных и актуальных форм взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста выступает проектная деятельность.
Благодаря своей деятельностной природе проектная деятельность помогает развивать у дошкольников: творческие способности; умение наблюдать, слушать; навыки обобщения и анализа; мышление; видение проблемы с разных сторон; воображение, внимание, память, речь; активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; способность осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее.
Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, педагогов) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и педагогом.
При взаимодействии дошкольного учреждения и родителей в проектной деятельности следует соблюдать следующие правила:
Правило первое – информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов
Правило второе – добровольность и возможность выбора.
Правило третье – чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.
Поэтому в целях лучшего достижения результатов воспитательно – образовательного процесса я стараюсь включать в воспитательную работу с родителями познавательные проекты. С некоторыми наиболее продуктивными и интересными я вас и познакомлю.
Интересная идея для начала нового учебного года - проект «Давайте познакомимся». Наиболее актуален он для новых групп. Дети, педагоги и родители еще не слишком хорошо знакомы друг с другом. Между тем вместе предстоит прожить так много интересных насыщенных дней, поэтому уже на этапе знакомства важно показать. Что в детском учреждении живется весело и дружно. А также важно донести до родителей мысль, что воспитание ребенка – это общее дело педагогов и родителей и делать его с самого начала нужно сообща!
Так, родителям воспитанников можно предложить собрать информацию о своем ребенке на листе из фотоальбома. Подбирать и оформлять лист они должны вместе с ребенком, а заполнить его от лица ребенка:
• меня зовут;
• я люблю;
• мое любимое блюдо;
• моя любимая игрушка;
• мои друзья;
• мои родители;
• мои дедушка и бабушки и т. д.
Выполненные проекты, как правило, вывешиваются для ознакомления только после их защиты ребенком. Каждый должен пояснить, с кем он выполнял задание, и сказать 2-3 предложения на тему того, что изображено на проекте.
Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться. Этот альбом может постоянно пополняться. Ведь проходит время, меняются дети, меняются их увлечения. Странички фотоальбома рассказывают, какими они были, как изменились.
Следующий проект «Транспорт в нашей жизни» также целесообразно приурочить к началу нового учебного года. После жарких летних каникул детям и взрослым есть чем поделиться.
Обычная тема транспорта перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту детей направление. Ведь одно дело – о транспорте поговорить и иллюстрации рассмотреть и совсем другое – рассказать, как интересно, например, лететь в другую страну. Как весело вместе с папой и мамой ехать в гости к бабушке на поезде, прокатиться по родному городу на автобусе или трамвае. Впечатлений у детей много, во время работы над проектом они «освежаются», и можно поделиться ими с друзьями и родителями друзей: что-то уточнить, некоторые представления расширить, ну а о чём-то и вовсе впервые узнать.
Идея проекта «Осенняя феерия» состояла в том, чтобы раскрыть творческие способности, как детей, так и родителей.
Результат:
-выставка-конкурс осенних букетов, сделанных из цветов, овощей и подручного материала;
- выставка-конкурс поделок из природного материала;
- конкурс рисунков «Золотая осень»;
-фотоконкурс «Есть в осени первоначальной…»;
- заканчивается это всё проведением праздника Урожая или осенними посиделками».
Конечно же, все эти мероприятия предусматривают непосредственное участие родителей.
Исследовательский проект : «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Цель данного проекта : Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Воспитывать у детей любовь к природе. Привлечь родителей к созданию в группе огорода на подоконнике.
Результат данного проекта : участие детей в мероприятии «Я здоровье сберегу-сам себе я помогу!», а также изготовление книжек – малышек «Полезные продукты», участие в конкурсе «Огород на подоконнике».
Проект : «Все профессии важны, все профессии нужны».
В рамках реализации проекта, родители принимают активное участие в разработке плана достижения цели, сбора и накоплении материала: выполняют совместно с детьми домашние задания, знакомят детей со своими профессиями.
Большое внимание следует уделить теме «Встреча с интересными людьми». Такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей. Ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. Вместе с детьми мы запланировали побывать на работе нескольких родителей, которые расскажут о своей профессии, о её значении для всех людей.
Проект : «Хлеб - всему голова»
Дети вместе с родителями находят и учат стихи, пословицы и поговорки о хлебе. Результат: изготовление книжек-малышек с пословицами, поговорками, стихотворениями и большое воспитательное мероприятие «Как хлеб на стол пришёл». К определённому дню мамы пекут разные хлебобулочные изделия и представляют их вместе со своим ребёнком их в форме стихов, театрализованных представлений. Можно предложить родителям объединиться в группы для создания коллективных проектов. И в конце по традиции, конечно же, устроить чаепитие.
Проект : «Моя семья»
Внедрение этого проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми своих семейных традиций, возрастёт интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям.
Результат: Совместный проект родителей и детей «Счастливый выходной день».
Проект : «Дикие животные нашего края» предусматривает участие родителей в проектной деятельности : беседы, рассматривание иллюстраций, создание презентации «Красная книга» (подбор материала и помощь в выступлении детей)
Проект : «День защитников Отечества» и «День 8 марта»
Продукт проектной деятельности :
-конкурс стенгазет;
-конкурс рисунков;
-конкурс чтецов;
-оформление папки – «Честь и слава защитникам Отечества»;
-изготовление открыток, подарков своими руками;
- участие детей вместе с родителями в конкурсных игровых программах «Мой папа самый лучший», «Моя мама лучше всех»
- участие в праздничных мероприятиях, посвященных этим датам.
Проект «Пасхальный звон»
Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получают новые знания, проявляют творческую активность в процессе выполнения продуктов деятельности.
Педагоги: продолжают осваивать метод проектирования, который дает возможность расширять образовательное пространство, придаёт ему новые формы, эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания по теме проекта, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяют полученные знания, закрепляют их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий, а именно участие детей и родителей в предложенных мероприятиях:
• Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов)
• Заучивание музыкального репертуара к празднику.
• Рассматривание картин, просмотр видеофильмов и презентаций.
• Выставка «Пасхальное яйцо»;
• Праздник «Пасха Светлая»;
• Участие во всероссийском конкурсе рисунков и поделок «Пасха красная»;
• Театрализованная постановка-сказка «Пасхальный звон», играют роли дети, а все необходимые атрибуты делают родители.
Таким образом, данная форма работы с родителями интересна тем, что тематика проектной деятельности может варьироваться в зависимости от запроса детей и родителей.
Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.
Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, педагогам — чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским учреждением.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе дополнительного образования детей, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия совершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей.