Крылова Татьяна
Консультация «Проектный метод как средство повышения эффективного взаимодействия музыкального руководителя ДОУ с семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
Крылова Татьяна Владимировна, музыкальный руководитель, МДОУ – детский сад № 42 «Теремок»
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В. А. Сухомлинский.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыка. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
На современном этапе развития дошкольного образования в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из актуальных задач становится поиск новых способов взаимодействия с семьёй.
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его сосуществования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной надёжной семье нуждается каждый человек.
Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьей декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом или методическом документе. В Конвенции о правах ребенка, в Конституции Российской Федерации, в Законе об образовании, в Семейном кодексе отчетливо обозначена приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка. Великий педагог В. А. Сухомлинский справедливо отмечал: «Семья – та первичная среда, где человек учится творить добро».
Это объясняется социально-экономическими изменениями в нашей стране, ростом научного психолого-педагогического знания, повышением требований к уровню воспитания и образования подрастающего поколения.
Сегодня многие исследователи констатируют кризис семьи, отмечают её неспособность обеспечить необходимые условия для воспитания, социализации детей. Острота проблем семейного воспитания связана с падением ценности родительства, преобладанием неполных семей, увеличением семей, относимых к группе социального риска. У современных родителей нередко наблюдается нежелание вникать в проблемы ребёнка.
Обязанность педагога – донести до родителей мысль о том, что развитие ребёнка осуществляется при условии гармоничного сочетания всех сторон воспитания, всех приёмов и методов.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Ни у кого в мире не вызывает сомнения тот факт, что мама, как никто другой, играет важную роль в жизни каждого человека, но в бешеном темпе современной жизни общение матери и ребёнка зачастую минимизируется из – за занятости мам и нехватки времени на духовное общение, душевную близость. Это в свою очередь привело к тому, что в настоящее время часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными.
Часто можно наблюдать следующую ситуацию: малышу нанимают няню, а мама быстрее выходит на работу. И если в период обучения в школе родители хоть как-то пытаются понять проблемы ребенка, посещают собрания и вникают в суть происходящих ситуаций, то в детском саду, как уверены родители, проблем у ребенка быть не может. Там воспитатели – «вторые мамы», они и приласкают, и утешат, и книжку прочитают, и песенку споют, и всему научат.
Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Что может быть теплее, роднее, ближе для малыша? Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. И, не случайно, среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, мамин праздник занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.
Использование его в музыкально - эстетическом воспитании дошкольников рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Проект «Мама – первое слово!» направлен на развитие положительного отношения ребенка к окружающему миру, приобщению детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интеграцию разных видов детской творческой деятельности, взаимодействие, сотрудничество педагогов, детей, и родителей.
Целью проекта стало обобщение социального опыта ребенка через его творческую активность, положительное отношение к своей маме.
Реализация данной цели возможна через углубление знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, живописи, музыке, художественной
литературе, воспитание доброго, заботливого отношения к маме, развитие творческих
способностей детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности,
создание условий для социально-нравственного развития детей в процессе воспитания
любви и взаимопонимания с самым близким человеком – мамой.
Художественно - эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования
эстетического отношения к миру и художественного развития детей средствами синтеза
искусств (музыки, живописи и поэзии). Дети знакомятся с классическими музыкальными
произведениями о маме, произведениями художников портретистов, разучивают песни
танцы по теме проекта, сценки, играют в сюжетно – ролевые игры, рисуют портреты
мам.
В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей
детей и взрослых, их творчество. В ходе проекта были проведён цикл интегрированных
музыкальных занятий : «Сердечки для мамы», «Подарок для мамы», «Мама в доме, что
солнышко на небе», созданы презентации «Мамино сердце», «Песенка для мамы»,
проведены консультации для родителей : «Колыбельная песня в жизни ребенка»,
«Подарите детям радость», праздник «По морям, по волнам к острову любимых мам»,
поздравление-концерт «Тепло сердец наших» в Центре социальной помощи «Меридиан»,
выставка детских рисунков: «Милой мамочки портрет», «Рисуем вместе с мамами»,
выставка поделок, сделанными мамами «Мамиными руками», фотовыставка «Я и моя
мама»
Характерной особенностью проекта стало вовлеченность всех участников в педагогический
процесс (педагоги, родители, дети); нетрадиционность форм взаимодействия детей и
взрослых, полнота и разнообразие видов направленной деятельности, количество
мероприятий и их продолжительность не регламентированы, педагогам предоставляется
право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ
организации, место в режиме дня. тесное взаимодействие музыкального руководителя,
воспитателей и родителей.
Подводя итоги, следует отметить, что реализация данного проекта способствова расширению знаний детей о роли мамы в их жизни, посредством раскрытия образа матери в художественной литературе, живописи, игровой деятельности, осознанию доброго, уважительного и заботливого отношения к маме, гармонизации детско – родительских отношений, развитию творческих способностей детей в музыкальной, игровой, продуктивной деятельности, оказанию помощи родителям в творческом развитии лучших традиций семейного опыта воспитания детей; привлечению к сотрудничеству родителей по созданию в детском саду предметно – развивающей среды, развитию музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Список литературы
• 1. Аверина, М. С., Букреева, Л. А. Интеграция разных видов детской творческой деятельности. [Текст] / М. С. Аверина, Л. А. Букреева. – М., 2011г.
• 2. Беляева, Л. В., Пашкевич, Т. Д. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми. [Текст] / Л. В. Беляева, Т. Д. Пашкевич. – Волгоград, 2012г.
• 3. Глебова, С. В. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия. [Текст] /С. В. Глебова. – Воронеж, 2007г.
• 4. Климова, Е. П. Художественно – эстетическое развитие дошкольников. [Текст] / Е. П. Климова. – Волгоград, 2007г.
• 5. Зверева, О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – Москва, 2009г.