Елена Прокопенко
Консультация «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего,
мир Природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
Проектно-исследовательская деятельность дошкольников
За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.
Публикация «Консультация „Проектно-исследовательская деятельность дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Тему «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников» я считаю актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет воспитанникам приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей дошкольников, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен детского сада в окружающий мир.
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Жану Вильяму Пиаже (швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей) : он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Выясним, достаточно ли развиты у дошкольников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию.
В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия обучающегося- педагога в сравнении с традиционным обучением.
Это можно представить в следующем виде.
Обучающийся Педагог
Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания или способы деятельности Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует Предлагает возможные формы работы
Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов
Активен Создает условия для активности дошкольника
Субъект деятельности Партнёр воспитанника
Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Следовательно, занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений.
Можно выделить важные из них:
-качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
-умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать с педагогами, родителями, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт).
Исходные теоретические позиции проектного обучения :
• в центре внимания -дошкольник, содействие развитию его творческих способностей;
• образовательный процесс строится не в логике предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребёнка, что повышает его мотивацию в учении;
• индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого воспитанника на свой уровень развития.
Метод проектов целесообразно применять, если
• Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование)
• Есть значимость результата (теоретическая, практическая)
• Предполагается самостоятельная деятельность ребёнка.
• Возможно структурирование (этапность) проекта.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектный метод направлен на :
• Развитие критического мышления
• Развитие творческого мышления
• Умения работать с информацией
• Умения работать в коллективе;
• Владеть культурой коммуникации.
Символические изображения методов исследования:
Подумай
Спроси у взрослых
Получи информацию из книг
Посмотри по телевизору
Понаблюдай
При организации работы над проектом педагогу необходимо решить ряд методических задач:
1. Подготовить детей к выполнению проекта (совместная постановка цели, помощь в распределении заданий, совместное определение способов и сроков работы, формы и степени участия в ней взрослых).
2. Оказывать помощь в выполнении проекта (совместный поиск источников информации, советы по оформлению работы, помощь в подготовке презентации, в том числе мультимедийной).
3. Провести презентацию проекта (организация выступлений детей, обсуждение
выступлений, помощь в оценке работы).
Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает:
10 % того, что он читает,
20 % - из того, что слышит,
30 % - из того, что видит,
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем,
90% когда непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Вам необходимо организовать исследовательскую деятельность с воспитанниками если Вы хотите:
• активизировать мыслительную деятельность учеников;
• идти в ногу со временем;
• повысить интерес к учению;
• Повысить свой профессиональный рост;
• способствовать развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности;
• получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.