Светлана Федосеева
Экологическая тропа как одна из форм экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа как одна из форм экологического воспитания
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
Публикация «Экологическая тропа как одна из форм экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2019
Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения. Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми, экскурсии, походы для формирования экологического сознания, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театральных инсценировок с участием хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.
В 2018 году в рамках экологического волонтерства силами педагогов и учащихся МБОУ «Гимназия №48 г. Челябинска», воспитателем и родителями старшей группы «Радуга» МБДОУ «Детский сад №301 г. Челябинска» была заложена экологическая тропа на территории детского сада.
Экологическая тропа была спроектирована с учетом имеющихся ориентиров на территории детского сада. Организаторами тропы составлена картосхема, на которую нанесены все объекты экскурсии. Для каждого этапа экологической тропы продумана беседа, дидактическая игра или викторина.
Первая остановка - «Смешанный лес».
Экознак «Не ломай ветки деревьев»: благодаря деревьям возможна жизнь на Земле.
Участники экологической тропы знакомятся с видовым разнообразием «Смешанного леса»: берёза, клен ясенелистный, тополь, лиственница, сосна обыкновенная, сирень обыкновенная, яблоня ранет, рябина обыкновенная.
Значимость данной станции состоит в том, что в лесу воспитанники ведут наблюдения за ростом и развитием растений. У деревьев и кустарников отмечают сокодвижение, набухание почек, начало развёртывания листьев, появление бутонов и соцветий, зацветание, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало окрашивания листьев, начало заметного листопада, полное осеннее окрашивание листьев, конец листопада. В лесу с детьми можно заниматься исследовательской деятельностью: учиться узнавать и называть деревья; определять высоту деревьев; определять возраст деревьев.
Вопросы для беседы:
- Сегодня мы поговорим об одном хорошо знакомом вам дереве. Отгадайте загадку: Стоит Аленка – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
- Какое дерево является символом России? (Береза)
- Чем отличается береза от других деревьев? (Белой корой)
- Как весной «оживает» березка? (Весной у берез появляются зеленые листочки и желтые сережки)
- Что означает слово «Береза»? (Оно означает «белый» - дерево назвали по цвету коры) [3]
Вторая остановка - «Живая изгородь».
Живая изгородь – это ряд вьющихся растений, образующий сплошную стену. На участке её можно использовать и для внутренних ограждений, например для зрительной изоляции хозяйственных построек, выделения уголка отдыха. Кроме того, живая изгородь обеспечивает защиту от токсических выбросов автотранспорта и шума, очищает воздух от пыли, помогает создать на участке особый микроклимат.
Для создания живой изгороди использован кизильник.
Дидактическая игра «Раздели на группы».
Педагог называет растение, дети говорят к какой из трех групп (деревья, кустарники, травы) оно относится.
Примерный перечень: береза, мышиный горошек, дуб, жасмин, чистяк, сирень, клен, кизильник, рябина, шиповник, подорожник, ель, мать-и-мачеха, липа, репейник, иван-чай, мята, ромашка, яблоня, крапива.
Третья остановка - «Сирень».
Если под окном растёт,
Куст красивый, ароматный,
То наполнит весь твой дом,
Душистым запахом приятным!
Сирень (обыкновенная) – крупный кустарник с многочисленными стволиками до 6 м. высотой. Цветки сирени обыкновенной пурпурные с сладковатым запахом, распускаются в мае. Листья сирени обыкновенной сердцевидные, к вершине заострённые, плотные, зеленые. Сирень обыкновенная выдерживает полутень, морозо- и ветроустойчива. Растет сирень обыкновенная на любых почвах, но чувствительна к их уплотнению. Хорошо переносит стрижку. Живая изгородь из сирени обыкновенной очень эффектно смотрится.
Создание данного объекта экологической тропы на территории ДОУ носит эстетическую и познавательную направленность.
Четвертая остановка - «Альпийская горка».
Альпийская горка – это ландшафтная композиция, имитирующая горный пейзаж, по склонам которой создаются площадки с приземистыми кустарниками и другими растениями.
Цветочно-декоративный отдел – это самое красивое место на территории детского сада. Состоит отдел из большого цветника, декоративного прудика, бордюров. Весной, летом и осенью около центрального входа в детский сад настоящее море цветов. Этот отдел нравится всем: и воспитанникам, и родителям, и сотрудникам, и всем гостям, посещающим дошкольное учреждение.
Хочется, чтобы наши дети росли в окружении красоты и сами были причастны к её созданию. Поэтому с детьми здесь проводится трудовая деятельность во время остановки (полить цветы и туи, прополоть цветник от сорной травы).
Пятая остановка - «Клумба по сказке «Три богатыря»».
Цветник - участок, на котором выращивают декоративные растения. Чаще всего это травянистые цветковые растения, но могут присутствовать также кустарники и небольшие деревья.
Цветники используют для украшения садов, парков.
Растения для цветников подбирают таким образом, чтобы их цветки и вегетативные органы гармонировали друг с другом по окраске, форме и размерам, а сами растения — по срокам развития, времени и продолжительности цветения.
С детьми можно провести беседу:
- Какое значение имеют для нас цветы? (Они приносят радость, повышают настроение)
- Цветы – символ добра, счастья, красоты. Различают однолетние, двулетние и многолетние цветочные растения. Какие растения относятся к однолетним?
- Те, которые вырастают, зацветают, дают семена и отмирают в этот же год, т. е. в год посева. Перечислите однолетние цветы, которые вы знаете. (Астры, бархатцы, камеи, настурции, календулы, львиный зев и т. д.) [3]
Остановка предназначена для организации, наблюдений и изучения кустарников и цветов. При наблюдении развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения, – все это для общего развития ребенка.
Для продуктивной деятельности в группе по созданию гербария, необходимо собрать разные соцветия цветов.
Дидактическая игра «Угадай, что где растет».
Педагог называет растения сада, огорода, цветника. Воспитанники должны их классифицировать – разделить на группы по месту произрастания. [3]
Шестая остановка - «Жар - птица» («Иридарий»).
Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.
У нашей жар-птицы каждое перо светится своим цветом – цветом ириса. Это цветы необыкновенной красоты, непохожие ни на какие другие цветы, растущие в вашем саду. И бородатые, и болотные ирисы по своему внешнему виду заслуживают особенного к себе отношения.
Жар-птица бессмертна и ничто не может причинить ей вред, так что бороться с ней невозможно, вообще птица отличает добрым нравом и на людей не нападает.
Ирисы - многолетние растения, они самые не прихотливые растения сада.
На данном этапе дети знакомятся с разнообразием ирисов, правилами ухода за многолетними растениями.
Седьмая остановка - «Лилейник».
«Цветок, который умирает ночью, чтобы распуститься с восходом солнца, который поэты называют дневным лилейником или лилейником на день», - спустя 400 лет как Джон Джерард написал эти слова, цветок лилейник по-прежнему пленяет взоры своей красотой. Упорными трудами многочисленных энтузиастов, это незаметное растение превратилось в роскошную красавицу, очарование которой порождает благоговейное чувство. Лилейник по праву стал цветком 21-го столетия.
С детьми можно рассмотреть цветы, закрепить названия цветов. Выбрать с детьми несколько цветков для продуктивной деятельности в группе: «Создание гербария!».
Восьмая остановка - «Птичий городок».
На данной остановке экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми. Здесь была проведена предварительная работа с родителями для создания аллеи скворечников.
На данной остановке с детьми можно провести «Птичью» викторину:
Вопросы для викторины:
- Чем отличается птица от других животных?
- Для чего птице: перья, клюв, третье веко?
- Почему у самца оперенье более яркое?
- Какие у птиц яйца?
- Где птицы строят свои гнезда?
Помните! К птицам нужно относиться бережно, не истреблять их. Необходимо подкармливать их, особенно в зимний период.
Девятая остановка - «Гнездовье птиц».
«Дети запомнить должны и понять:
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда!»
На остановке размещен экознак «Не трогай птичьи гнезда». Экскурсантам рассказывают о прилете птиц весной, закрепляют и расширяют знания детей о названиях и внешнем виде птиц; знакомят детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле.
Помните! Птица при наличии постороннего запаха может отказаться высиживать птенцов и (или) будет очень беспокоиться.
В экскурсионный маршрут по экологической тропе можно включить разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растет?».
Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.
Самое главное в экологическом воспитании – его умение, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Литература
1. Дракова Д. К. Экологические тропы Южного Урала / Д. К. Дракова. – Челябинск: Книга, 2010.
2. Новицкая В. А., Римашевская Л. С., Хромцова Т. Г. Правила поведения в природе для дошкольников: Методическое пособие. – М. : «Педагогическая литература», 2011.
3. Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет / Авторы-сост. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П. Савинова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010.