Елена Сазина
Опыт работы «Проектная деятельность педагога в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №33", где я работаю музыкальным руководителем, накоплен определённый опыт работы в проектной деятельности. Мне хочется поделиться опытом работы в этом виде деятельности.
Воспитанники подготовительной комбинированной группы приняли участие в проекте "Дети сочиняют сказку".
Публикация «Опыт работы „Проектная деятельность педагога в ДОУ“» размещена в разделах
Цель проекта - развитие экологического воспитания дошкольников и формирование правильного отношения к представителям животного мира (птицам) через различные виды деятельности,развитие творческих способностей детей.
Задачи проекта :
развивать творческие задатки и любознательность детей;
сформировать у детей обобщённые представления о птицах, об их жизнедеятельности в окружающей среде;
активизировать познавательную, речевую и продуктивную деятельность детей;
обогащать словарный запас и расширять кругозор детей;
формировать умение совместно с воспитателем планировать деятельность и осуществлять свой замысел;
формировать умение самостоятельно организовывать свою деятельность;
формировать навыки взаимодействия со сверстниками.
На занятиях по окружающему миру дети знакомились с птицами, которые обитают в нашем регионе. Узнавали о той пользе, которую они приносят природе, прониклись пониманием бережного отношения к птицам.
Дома с родителями мастерили кормушки из доступного материала, затем на прогулке развешивали их вместе с воспитателями. Всю зиму беспокоились о том, чтобы в кормушках был корм.
И вот на очередной прогулке воспитательница спросила: "А что будет, если из наших садов и парков исчезнут все птицы?"
Ответы детей последовали незамедлительно:
- вредители нападут на деревья, погубят их;
- все листики завянут;
- фрукты на деревьях не вырастут;
- люди не услышат больше пения птиц;
- всем станет грустно без пеня птиц.
На вопрос: "Кто хотел бы стать защитником природы?", прозвучал дружный ответ: "Я!"
И детям предложили сочинить про это сказку!
Девочки сразу же взяли инициативу в свои руки. В их представлении всё должно происходить в сказочном королевстве. Поэтому в сказке первым делом появились король, королева, их дети - принц и принцесса. Главным героям девочки придумали необычайно красивые имена. Принцессу назвали Злата, а принца Милан. Принцессу девочки наделили положительными качествами: трудолюбием и воспитанностью, а вот принц в их представлении был ленивым, грубым и вредным. Мальчики сказали, что принц в саду ломал ветки на деревьях, стрелял из рогатки в птиц, разрушал кормушки.
Воспитательница напомнила детям, что во многих сказках случается колдовство, которое может приносить вред, а может, наоборот, помогать, приходить на помощь главным героям. Благодаря этой подсказке, в воображении детей возникли образы Чёрной Вороны и Злого Ветра. Нетрудно догадаться, что этим героям пришлось использовать свою разрушительную силу и заколдовать королевский сад.
Самые невероятные предложения высказывали, когда наступил момент исправить трудную ситуацию, расколдовать злые чары Чёрной Вороны. На помощь королю, королеве и доброй принцессе Злате дети готовы были послать волшебные лучи, роботов и даже инопланетян. Рассмотрев все предложения, пришли к общему мнению позвать на помощь друзей из соседнего королевства и вместе с ними ухаживать за растениями и сделать новые кормушки для птиц.
Название сказке придумали королевское - "Волшебный сад".
Все детские придумки были старательно записаны воспитательницей. Дети между собой очень увлечённо общались, действительно "жили" в этой придуманной истории, им хотелось поделиться этой радостью с другими детьми и взрослыми.
Следующим этапом стала работа над созданием книги. Дети хотели видеть её очень большой и яркой. Работа "закипела". В дело пошли не только краски, фломастеры и карандаши, но и нитки, пуговички, кусочки разноцветных тканей, которые уже приносили из дома мамы. На этом этапе и воспитатели, и дети почувствовали сильную заинтересованность многих родителей. Педагоги нашли подходящую картонную обложку большого формата, а мамы подготовили бумагу золотистого цвета и вырезали из неё причудливые буквы для обложки. Девочки аккуратно приклеили эти буквы.
Все иллюстрации к сказке выполнили разными изобразительными техниками, так как дети этой подготовительной группы хорошо ими уже владели. Здесь были использованы рисунки, аппликации из ткани, из ниток, некоторые элементы цветов были заменены на пуговицы. Книга получилась очень красивой и по-настоящему сказочной. Несколько дней дети и их родители, а так же и все педагоги, работающие в этой группе, любовались и восхищались этим творением. А я, как музыкальный руководитель, "загорелась" желанием воплотить этот сказочный сюжет на сцене. Так проект получил своё новое продолжение - появилось желание и у детей, и у взрослых устроить настоящий театрализованный спектакль. Работа нашлась всем! Оказывается, многие дети уже давно представляли себя в ролях сказочных героев. Особой популярностью пользовались роли королевских особ, Чёрной Вороны.
В этой группе воспитывались дети с ОВЗ по слуху, - они с удовольствием исполнили роли птиц и помощников-друзей из соседнего королевства. Для исполнителей ролей птиц я придумала небольшие рифмованные фразы, чтобы обогатить и полнее раскрыть их образ. Некоторые дети очень хотели исполнить роль Злого Ветра, но так как эту роль выбрала для себя девочка с нарушением слуха, то её здоровые сверстники с пониманием уступили ей эту роль. Братья-близнецы пожелали исполнить одинаковые роли и стали главными помощниками из соседнего королевства, даже принесли из дома набор детских столярных инструментов. Очень интересная история случилась с ролью гусениц. Дети как-то не "горели" желанием воплощать этот образ на сцене. И вот когда в музыкальном зале мы стали разыгрывать сцену Чёрной Вороны и её колдовства, когда должны были появиться на деревьях гусеницы, я неожиданно для всех предположила, что они могли бы выползать из-за кулис. Возможно, именно эта свобода действия, непосредственная игровая ситуация вызвали у всех детей желание исполнить роли гусениц. На удивление всем, даже королева и принцесса готовы были перевоплотиться в гусениц.
Для музыкального оформления спектакля мною была выбрана музыка П. И. Чайковского (фрагмент из балета "Спящая красавица" - "Кошечка" и фрагмент из балета "Щелкунчик" - "Вальс цветов") и Ш. Гуно (фрагмент из оперы "Фауст" - хореографический дивертисмент, шум ветра проиллюстрировала аудиозапись (диск "Из чего родилась музыка", Принцесса Злата с удовольствием спела песню "Наши птицы" И. Меньших, а в заключении всей постановки все участники спели песню "Настоящий друг" Б. Савельева.
Спектакль "Волшебный сад" дети сыграли сначала для сотрудников детского сада и детей других групп, а родители увидели его на выпускном вечере.
Общее дело ещё больше сплотило детский коллектив: дети, педагоги и родители почувствовали себя партнёрами, равноправными участниками творческого процесса. Мы все прониклись духом творчества, коллективизма, взаимопомощи и понимания друг к другу. Радость совместного творчества, возможность сообща придумать интересное дело, поиск путей воплощения своих идей сделали нашу детсадовскую жизнь ярче, богаче и насыщеннее.
В процессе работы над проектом, педагоги смогли создать атмосферу сотрудничества с детьми, развили их творческое воображение и фантазию, расширили познания своих воспитанников, поддержали детскую инициативу, ориентировали детей пользоваться уже накопленными наблюдениями, знаниями, умениями и впечатлениями.