ольга волкова
Консультация «Проектная деятельность на уроках технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном образовании акцент переносится с «усвоения знаний» учащимися на формирование у них компетентности. Среди множества современных инновационных педагогических подходов, отличающихся от "классического формирования знаний, умений и навыков", особое место занимает организация проектной деятельности, которая дает больше возможностей для реализации развивающего и личностно-ориентированного подходов. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI в., как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Одно из значений слова «проект» в переводе с латинского — это «брошенный вперед». Данное толкование во многом ориентирует современного учителя на инновационную деятельность.
Публикация «Консультация „Проектная деятельность на уроках технологии“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Проекты, проектная деятельность
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В основе проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Несмотря на наличие имеющейся в распоряжении учителей-предметников методической литературы, где отражены общеизвестные положения и алгоритм проектной деятельности, при использовании этого метода на практике возникает ряд вопросов, которые необходимо учитывать: возрастные особенности учащихся, содержание и уровень подготовки учащихся к выполнению работ, виды и тематика проектов, характер координации, степень самостоятельности учащихся, методика проверки знаний и умений на различных этапах выполнения проекта и др.
Эффективность учебной деятельности учителя во многом определяется правильно выбранной педагогической технологией. Теория и практика большинства современных педагогических технологий еще только разрабатывается и является в педагогике новым объектом изучения. К таковым относится и проект, положенный в основу учебной деятельности на занятиях по предмету "Технология". Для того чтобы осмыслить проектную деятельность в плане педагогической теории, необходимы обобщение, систематизация, анализ, методические рекомендации и пропаганда уже имеющегося опыта учителей технологии.
Главной проблемой организации урока технологии является низкая мотивация школьников, отсутствие интереса к предмету. Для решения данной проблемы на уроках технологии используется проектная деятельность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа, т. е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.
Реализуя проект, учащийся опирается на индивидуальный план работы, следуя этапам проекта.
Программой образовательной области «Технология» предусмотрено выполнение учащимися 5-7 классов ежегодно не менее одного творческого индивидуального или коллективного проекта. Именно творческая проектная деятельность школьников способствует технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.
Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии как нельзя лучше обеспечивает формирование универсальных учебных действий (УУД, прописанных в этапах работы над проектом :
Регулятивные УУД — целеполагание, обоснование идеи, планирование, поиск новых решений, самооценка, оценка;
Коммуникативные УУД — формулировка и обоснование идеи, консультация с учителем, обсуждение;
Познавательные УУД — самостоятельное планирование, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы, моделирование технологических объектов и процессов, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности;
Личностные УУД — самоопределение, смыслообразование.
Таким образом, в работе над проектом, в процессе осмысления и организации труда у учащихся развиваются такие личностные качества как: самостоятельность, ответственность за принятое решение, чувство долга, стремление к результатам, бережливость, деловитость, умение взаимодействия с людьми и др.
Образовательная область «Технология» — основная практико-ориентированная образовательная область в школе, которая помогает решить задачу огромной социальной важности, осуществляя подготовку молодежи к деятельному участию в материальном и духовном общественном производстве. В процессе овладения технологическими знаниями на уроках технологии, особенно в ходе проектной деятельности, школьник из «потребителя» превращается в «производителя», что позволяет ему подготовиться к деятельности в сфере общественного производства.
Сегодня проекты переживают свое возрождение и переосмысление. Особенно велики их возможности в образовательной области «Технология», где аспекты практической реализации, коммуникативной деятельности, интеграции имеют наиболее явный смысл и выражение.
Проектная деятельность может организовать взаимодействие учителя и учеников на протяжении очень значительного отрывка времени: серия уроков, тема четверти, полугодия. Результаты проектов обязательно должны быть материальны, красиво оформлены, структурированы.
На уроке технологии проекты в настоящее время занимают значимое место. Это объясняется тем, что они позволяют формировать коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей. Именно коммуникативные навыки наиболее востребованы сегодня на рынке труда. В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции.