Наталья Королева
Проектная деятельность как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья посвящена проблемам патриотического и духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Рассмотрен один из ярких методов воспитания этих качеств у детей путем проектного метода. Выделены цели и задачи для его решения. Описана проделанная работа над проектом и достигнутые результаты.
Публикация «Проектная деятельность как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Ключевые слова: патриотическое воспитание; духовно – нравственное воспитание; проектная деятельность; великая отечественная война.
В последние годы основой патриотического воспитания становится – воспитание гражданственности и патриотизма, что приобретает всё большее общественное значение для государства. Поэтому патриотическое воспитание дошкольников – одна из ведущих задач образовательных программ дошкольного образования нынешнего времени. Главная его цель – воспитание у детей любви к своей Родине, гордости за неё. [1]
Оказывается, нынешнее поколение детей имеет неглубокие представления об историческом прошлом страны, и взрослые, тоже должны помнить тех, кто отвоевал свободу и независимость нашего народа и познакомить с этим подрастающее поколение. Великая Отечественная война, самый яркий пример проявления героизма, гражданственности и патриотизма русских людей. Поэтому, знакомить детей с событиями того времени, нужно начинать уже в детском саду.
Вопросы нравственного воспитания и развития ребенка волновали общество всегда и во все времена. Проблемам духовно – нравственного и патриотического воспитания уделяли внимание множество выдающихся ученых – педагогов: К. Д. Ушинский, А. В. Запорожец, Е. Н. Водовозова, A.M. Виноградова, А. П. Нечаев, Т. И. Бабаева, и др. Они писали о необходимости приобщения ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живём. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Ведь зная историю своего народа, его культуру можно с уважением и интересом относиться к культурным традициям и других народов. [1]
Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, так как только в дошкольном возрасте закладываются основы нравственных качеств ребенка. [2] Поэтому, педагоги дошкольного учреждения должны сформировать у детей чувство гражданственности, любви и гордости за свою Родину через оптимальную педагогическую систему. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Для формирования и развития чувства патриотизма очень важно давать детям знания о Родине, начальные представления о нашей стране, истории и культуре, её народе и обычаях.
Великая Отечественная война – важное и великое событие в жизни нашей Родины. Как же научить детей помнить защитников Родины, которые отстояли родную землю, гордиться мужеством, героизмом, стойкостью солдат и самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время движется вперёд и всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны. К огромному сожалению, живых свидетелей, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы русского народа за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу остается всё меньше. Очень важно не прервать нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте поддерживать интерес о прадедах, их мужестве и подвигах. [1]
Главная обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину.
Цель моей работы: формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
Познакомить детей с событиями и датами в истории страны в период Великой Отечественной войны; с понятием - «знамя Победы»; с тем, как люди трудились в тылу, сражались на полях Великой Отечественной Войны, приближая Победу, как пережили блокаду города Ленинграда. Рассказать о жизни детей в годы войны.
Показать детям, какой ценой была достигнута Победа, насколько трудным был путь к ней.
Познакомить с памятниками воинам – победителям.
Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, патриотизм и высокие моральные качества у дошкольников, желание защищать свою Родину и беречь мир.
Самым эффективным методом в работе с детьми был и остается метод проектов. Во время его использования самым основным инструментом является ИКТ, с его помощью ребятам можно показать всё, что находится на далеком расстоянии от них, перенести в события тех далёких времен, включить музыкальное сопровождение, способствующее воспитанию нужных качеств. [2] А ещё одной из главных целей проекта является сплочение воспитанников с их семьями, так как без активного участия родителей достижения всех поставленных целей не возможно. Поэтому я разработала и осуществила проект по патриотическому и духовно – нравственному воспитанию дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне и её героях, одержавших победу на фронте и в тылу» - «Мы будем помнить ваши подвиги» длительностью 2 недели.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Свою работу над проектом я начала с выяснения того, какими знания по теме Великой Отечественной Войны владеют дети и их родители.
По типу проект был информационно – практический. То есть вся информация и новые впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления, были отражены в различных видах детской деятельности – изобразительном и художественном творчестве, игре, в создании выставок и экспозиций, коллекций, мини – музеев, при активном участии педагогов и родителей.
Для привлечения внимания к проекту, я рассказала ребятам про своего прадедушку, который участвовал в Великой Отечественной Войне, и увидев огонёк любопытства в их глазах, предложила добывать информацию разными способами.
На протяжении двух недель мы с ребятами читали разнообразную художественную литературу о подвигах солдат в тылу и на полях сражений, о помощи детей, тяжё лой жизни всех людей и важности победы русского народа: С. Баруздин «Точно в цель», «За Родину», А. Митяев «Мешок овсянки», Ю. А. Агебаев «День Победы», Л. Кассиль «Памятник солдату», О. Высоцкая «Салют», Ю. Коваль «Алый». Читали множество стихотворений «День Победы» Т. Белозерова, «Победой кончилась война» С. Михалкова, «Еще тогда нас не было на свете» М. Владимова, повесть С. Алексеева «Первый ночной таран». Слушая отрывки из произведений, стихи, дети сочувствовали персонажам, волновались за них; впервые осознали жестокое и беспощадное отношение врагов к простым людям, испытывали негодование против фашизма, нападения на мирных жителей, получали первые знания о равенстве всех рас и национальностей. Мы так же разучивали с детьми стихотворения А. Усачев «День Победы», С. Маршак «Ленинградское кольцо». Заучивали пословицы, поговорки о солдатской службе, дружбе, долге.
Каждый новый день начинался с обсуждения новой информации, принесённой из дома. Мы ежедневно беседовали на разные темы, обсуждали возникающие вопросы ребят. У нас были определенные тематические беседы: «День Победы», «Наши ветераны», «Мальчики – будущие защитники Родины», «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки», «Знамя победы», «Георгиевская лента – символ Дня Победы», «День Победы».
Ежедневно рассматривали иллюстрации, плакаты, презентации по теме проекта. В книжном уголке были выставлены книги по военной теме, альбомы: «Военная техника», «Боевые машины», «Герои Советского Союза», «Ордена и медали Великой Отечественной войны».
Одной из важных форм воспитания детей является патриотическая музыка. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них были «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить», муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их говорит о смелости и силе, которая присуща защитникам нашей Родины. При знакомстве с песнями на тему Великой Победы, «День Победы» музыка Д. Тухманова., слова В. Харитонова, «Вставай, страна огромная» музыка и слова В. Лебедева-Кумача, «Нам нужна одна победа» автор Б. Окуджава, «Не стареют душой ветераны», музыка С. Туликова, слова Я. Белинского, дошкольникам раскрывается величие подвига советского солдата. Так же ребятам очень понравилась и быстро запомнилась песня «Катюша» музыка М. Блантера, с удовольствием они выучили песни «Пусть всегда будет солнце», музыка А. Островского, слова Л. Ошанина; «Солнечный круг»; «Здравствуй мир»; Д. Чибисова и А. Филиппенко «Вечный огонь», «Бравые солдаты», «Священная война».
По плану были проведены следующие занятия: по ознакомлению с окружающим: «Виртуальная экскурсия к памятнику защитникам Отечества» - (презентация по памятникам г. Борисоглебска, «Этот день Победы» (просмотр презентации о празднике на 9 мая в родном городе). Занятия по рисованию: «Цветы ветеранам», «Салют над городом в честь праздника». Развитие речи: «Мы живем в России», «9 мая – День Победы!». Конструирование: «Голубь мира», «Букет тюльпанов из пластмассовых ложек».
На протяжении всего времени проекта дети отражали полученные знания в своих рисунках: «Самолёты в небе», «Солдат на посту», «Праздничный салют», изготавливали аппликации: «Парашютисты», «Гвоздики», праздничная открытка «9 мая», лепили: «Танк», «Солдат», «Вечный огонь Победы», конструировали из строительного материала «Красную площадь», «Военную технику». В уголок изобразительной деятельности были внесены раскраски по военной тематике.
Так же всей группой мы составили коллаж «Военная техника», изготовили «Пригласительные билеты для ветеранов и тружеников тыла на праздник, посвященный 9 Мая - «Литературная гостиная», который проходит в нашем детском саду ежегодно. В раздевальной комнате мною были оформлены выставки детских рисунков на военные темы: «Мой прадедушка — ветеран Великой Отечественной войны», «Салют Победы», «С чего начинается Родина», «Цветы победителям», «Мы за мир», поделок из бросового материала – «Военная техника». В рисунках отражались все знания детей, полученные в ходе работы по ознакомлению с историческим прошлым нашего города и страны в годы Великой Отечественной войны.
Совершенствовали знания в настольно – печатных и дидактических играх: «Как называется военный…», «Что лежит у солдата в вещевом мешке», «Узнай и назови боевую технику ВОВ», «Назови город – герой». Полученные знания ребята закрепляли в сюжетно – ролевых играх, в которые играли в свободное время: «Моряки», «Пограничники», «Лётчики», «Разведчики», «На военном корабле», «Пехотинцы», «Военный госпиталь».
Ежедневно развивались физические качества, присущие настоящим воинам: ловкость, выдержка, наблюдательность, смекалка, быстрота, меткость, находчивость и другие, в разнообразных подвижных играх: «Попади в цель», «Перенеси снаряд», «Самолёты», «Военный поезд», «Меткий стрелок» и другие.
Совместно с инструктором по физическому воспитанию было проведено множество конкурсов и эстафет на военную тематику: «Доставь донесение в штаб», «Перебинтуй раненого», «Перенеси раненого», «Передай снаряды» и другие.
Огромная роль в воспитании патриотического и духовно – нравственного воспитания отводится работе с родителями воспитанников. Ведь именно от них ребята узнают что-то новое, но и учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап и мам, бабушек дедушек, которые так много знают, умеют, и так интересно рассказывают. Вся работа проводилась в разнообразных формах:
- индивидуальные и подгрупповые беседы: «Мы помним», о родственниках – участниках ВОВ, «Герои в нашей семье».
- оформление наглядности: «Как рассказать детям о Великой Отечественной Войне?», коллекция орденов и медалей войны.
- проведение консультаций: «Книги для детей о войне».
- задания на дом: беседа с ребенком на тему: «Герои в нашей семье», «Война и наша семья», осуществление прогулки выходного дня по памятникам боевой славы, на мемориальные воинские захоронения с возложением цветов, посещение праздника на главной площади города, просмотр парада победы по телевизору.
- совместно с родителями был оформлен уголок памяти: стенгазета: «Герои нашей семьи» - из фотографий бабушек и дедушек военного времени.
Совместно с детьми и их родителями был оформлен мини – музей «Наша Победа», где мы собрали коллекцию медалей и орденов великой отечественной войны, модели военной техники. Главной целью мини – музея стало то, что в его создавали дети и родители. Ребята были в восторге от того, что все экспонаты можно трогать, рассматривать каждый день, самостоятельно менять, переставлять, брать их в руки, чего нельзя делать в обычном музее. Дошкольники чувствовали свой огромный вклад в общее дело. Мини – музей стал результатом огромной совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Завершением работы над проектом стал концерт, посвящённый великому празднику 9 мая – «Литературная гостиная», с приглашением ветеранов, тружеников тыла, детей войны. Ребята не только нашей группы, но и всего детского сада, и воспитатели других групп выступили с номерами на военную тематику: танцевали, пели песни, читали стихи, разыгрывали сценки, смотрели презентации о героях тех великих времен.
Работая над проектом, мне пришлось столкнуться с множеством трудностей, но знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны необходимо уже в детском саду, и начинать нужно как можно раньше. Ведь только систематическое и последовательное использование разнообразных методов и приемов воспитания, общие старания воспитателей и родителей, слаженная и хорошо организованная работа, которая осуществлялась в ходе проекта, помогла достичь высоких результатов и добиться поставленных целей.
В результате проделанной работы были решены все поставленные задачи: у ребят закрепилось осознанное отношение к празднику великой Победы, были совершенствованы имеющиеся знания, привита гордость за свой народ. Они с огромным интересом и удовольствием участвовали во всех мероприятиях, посвящённых великому празднику. Я уверена, что все ребята с уважением и благодарностью будут относиться к ветеранам.
Формирование у воспитанников представлений о Великой Отечественной войне – это трудоёмкая и скрупулёзная работа. Она подразумевает осознанное понимание ребенком событий прошлых лет под руководством и при помощи взрослого. Поэтому педагоги дошкольного образовательного учреждения каждый год будут привлекать к этой проблеме родителей воспитанников, так, чтобы родители стали для них союзниками и помощниками в совместной работе.
Список литературы
1. [Электронный ресурс] : сайт. – URL : https://pandia.ru/text/80/082/8767.php
2. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
3. [Электронный ресурс] : сайт. – URL : https://infourok.ru/formirovanie-osnov-nravstvennopatrioticheskogo-vospitaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-pomoschyu-proektnogo-metoda-3138557.html
4. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М., 200