Елена Николаевна Герасимова
Проектная деятельность и речь детей
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Проектная деятельность и речь детей.
Слайд №2
Проект это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной, заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Публикация «Проектная деятельность и речь детей» размещена в разделах
Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.
Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Слайд № 3
В последние годы все чаще сталкиваюсь в своей работе с различными видами нарушения речи у детей которые не всегда бывают исправлены, даже к подготовительной к школе группе. Поэтому, наряду с организованной образовательной деятельностью, то есть занятиями по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, я использую и проектную деятельность.
Сегодня хочу поделиться одним из этих проектов, который называется «Новость». Сроки проведения - с 1 сентября 23-го года по 1 декабря 23-го года, то есть проект является среднесрочным. Возраст детей 6 -7 лет.
Цели:
-развивать речь детей ;
-расширять словарный запас детей
-активизировать познавательный интерес
-развивать психологические процессы, такие как память, внимание, мышление.
Воспитывать чувство ответственности.
Развивать любознательность.
Задачи:
-развивать коммуникативные качества детей -привлекать к совместному творчеству родителей
-воплотить в жизнь все задуманное в плане проекта мероприятия. Оборудование: макет телевизора, микрофон, стенд для фотографий и рисунков.
Этапы проекта :
Ознакомительный.
Слайд № 4
Педагог знакомит детей с профессиями журналиста фотокорреспондента, диктора новостных телепрограмм.
Этот этап включает три беседы:
«Будни журналиста».
«Вперёд за сенсацией»! (О работе фотокорреспондента).
«Я - диктор новостных передач».
Следующий этап - основной. Каждую пятницу детям даётся задание принести в понедельник какую-либо новость. Первые две недели дети могут рассказать новость из любой сферы жизни. Все, кто подготовил новость, рассказывают её «по телевизору». После выступления всех детей, новости обсуждаются, дополняются, выбирается самая интересная новость дня. Ребёнок, рассказавший её, получает небольшую награду -блокнот, ручку, красивую тетрадку и т. п. По прошествии двух недель, темы новостей сужаются: на третьей - четвёртой неделе, дети готовят и рассказывают новость из мира природы. Например, на третьей неделе была названа самой интересной новость о приходе медведицы с медвежатами в село Петровское.
Слайд № 5
Также, была рассказана интересная новость о лунном затмении, которое повлекло за собой «северное сияние» в Башкортостане. Дети принесли фотографии, очень эмоционально, интересно рассказывали об этом событии.
Слайд № 6
На четвёртой неделе была интересная новость, о том что в Башкирии, в ноябре расцвела яблоня второй раз в год! На четвёртой - пятой неделе было задание принести новости из мира спорта.
Слайд №7
Очень многие дети принесли известия об играх нашей команды «Салават Юлаев» - с кем играла команда, с каким счётом закончилась игра.
Также были новости о фигурном катании, что было тоже очень интересно детям.
Слайд №8
На пятой - шестой неделе, дети рассказывали новости из жизни родного города. Например, дети рассказали об открытии сада культуры Сергея Аксакова и связанных с ним мероприятиях. Дети рассказывали, что смотрели спектакль Национального молодёжного театра «Арби». Выступление башкирского государственного театра кукол со спектаклем по мотивам народных сказок «Кукольная кухня». Также было отмечено выступление Театра юного зрителя «Аленький цветочек».
Слайд № 9
Ещё была новость о том, как спасли застрявшего котёнка под капотом машины в Уфе, и многие многие другие новости. На шестой -седьмой неделе дети приносили новости из жизни родной семьи. Здесь не только рассказываем новости о семье, но и рисуем картинки из жизни своей семьи, рассматриваем фотографии.
Третий этап проекта заключительный. В нё м запланировано провести:
1) совместную викторину с родителями «Самые интересные новости».
2) выбор самого активного участника проекта.
3) награждение победителей.
Весь проект реализуется в виде сюжетно ролевых игр «Диктор» «Фотокорреспондент».
Уже в течение проекта, у многих детей речь стала более связной, структурированной, значительно обогатился словарный запас детей. Дети стали более эмоциональными, активными. Так же, более вовлечёнными в жизнь детей стали родители.
Исходя из выше изложенного, я считаю, что цели проекта были достигнуты. Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.
Слайд № 10
Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.
Слайд № 11
Спасибо за внимание!