LENAK
Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство ознакомления с трудом взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…. …3
Глава 1. Теоретические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых…. 8
Содержание знаний детей дошкольного возраста о труде взрослых как педагогическая проблема…. ….…8
Проектная деятельность и его особенности…12
Методика проектной деятельности ….19
Публикация «Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство ознакомления с трудом взрослых» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
Глава 2. Использование проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста для ознакомления с трудом взрослых….22
2.1 Разработка проекта на тему «Все профессии нужны, все профессии важны»….…22
2.2 Реализация проекта…. 24
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков.
Обязательное качество социально адаптированного человека – великое трудолюбие. Проблемы трудового воспитания дошкольников описаны многими педагогами и психологами: Р. С. Буре, Л. С. Выготский, В. И. Логинова, Н. С. Пряжников, Д. Дьюи и др. ; ознакомление дошкольников с миром взрослых и его влияние на развитие личности детей : В. П. Федоренко, В. А. Сухомлинский и др. Но, к сожалению, все они рассматривались достаточно давно, современных исследований проблемы формирования отношения к труду, трудолюбия и др. крайне мало. Подготовить ребенка к труду – это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда. Одним из путей формирования отношения к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привитие интереса и уважения к людям труда, положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности окружающих людей – важнейший компонент психологической готовности к труду.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Дошкольное образование направлено на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества…»
Одной из образовательных технологий, способных решать поставленные задачи, ФГОС определил технологию проектов. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Формирование проектной деятельности необходимо воспитанникам для вооружения их универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные.
Цель исследования: изучить особенности организации и руководства проектной деятельностью старших дошкольников по ознакомлению с трудом взрослых.
Объект исследования: Процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
Предмет исследования: Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования
- определить содержание знаний детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых
- разработать и реализовать проект по ознакомлению с трудом взрослых с детьми старшего дошкольного возраста
- составить рекомендации для педагогов по организации и руководству проектной деятельностью детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования: изучение литературы; моделирование
Глава 1. Теоретические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых
1.1
Воспитывать правильное отношение к труду по словам В. Федоренко [10] - значит не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок:
- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;
- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;
- познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;
- был готов трудиться сам — и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо;
- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.
В процессе с ознакомления трудом взрослых, дети не овладевают конкретными трудовыми навыками, но у них формируется отношение к труду на примере взрослых. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста является частью любой образовательной программы.
"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", — пишет В. И. Логинова.
"Знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, являются важнейшим компонентом в структуре личности, выступают как внутреннее условие формирования ее социальной направленности, отношения к миру. Было, в частности, установлено, что от уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Она знакомит детей 5—7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). В целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе "Игра" такая задача вообще не ставится. [7]
Более полно данное направление представлено в программе «Детство». В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий. [2]
Таким образом, в процессе трудового воспитания в старшем дошкольном возрасте нужно создать педагогические целесообразные условия для развития познавательного интереса детей к труду взрослых, желание войти в реальные трудовые связи через оказание действенной помощи, соответствующей детскому возрасту
Условиями успешности обучения, согласно теории Д. Дьюи, являются:
- проблематизация учебного материала;
- познавательная активность ребенка;
- связь обучения с жизненным опытом ребенка;
- организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).
Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования ХХ века Раскрывая особенности своей деятельности в этом направлении, воспитателю целесообразно продемонстрировать понимание того, что проекты и исследования, осуществляемые дошкольниками, имеют существенные отличия, проявляющиеся в целях, в организации работы и в представлении полученных результатов. Для ДОУ эти виды деятельности пока не стали массовыми. Зачастую доля труда воспитателя в полученных результатах слишком велика, а затраты времени и сил не соответствуют влиянию этого вида деятельности на развитие личности ребенка. Поэтому имеет смысл кратко раскрыть содержание наиболее значимых, на взгляд воспитателя, проектов или исследований, указать их практическую значимость, акцентировать внимание на участии родителей в организации этой работы. [12]
Таким образом, Д. Дьюи предложил, по существу, преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний совместно ему образования в систему школьного образования «путем делания», которое обогащает личный опыт ребенка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;
- комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция: частичная или полная;
- метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.
Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т. к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность :
- экспериментировать, синтезировать полученные знания;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников.
ВИДЫ проектов с детьми старшего дошкольного возраста должны быть педагогически направленные и могут определяться по различным признакам:
1. по количеству участников: индивидуальные - коллективные;
2. по направленности: предметные - межпредметные;
3. по приоритету метода: исследовательские (установление новых закономерностей, творческие (создание своего нового);
4. по контингенту участников: одновозрастные - смешанные;
5. по продолжительности: краткосрочный (разработка происходит на нескольких занятиях по программе одной методики как дисциплинарные, средней продолжительности (около 1 - 2 мес.) и долгосрочный (учебный год или более)
Возможные виды проектной деятельности :
Видеофильмы
Игровые или обучающие комплексы (экологические, физкультурные, математические и др. коллажи)
Спектакли (по сценарию или интерактивные)
Праздники, карнавалы, демонстрации и др. шоу (по сценарию или интерактивные)ь Подиумы (макеты, плакаты, выставки, стенды наружные или в помещениях)
Оформление помещения или территории (дизайн)
Комплексное моделирование по какой - либо теме (экологическое зеркало, мир сказки, фантастическая планета, мир моей семьи и др.)
Создание новых игрушек (многофункциональная игрушка, изготовление пособий или учебного оборудования (с комплексом дидактических игр).
Издание печатного органа (газеты, журнала, альманаха и др.)
Серия репортажей, передач, организация экскурсионных бюро в условиях образовательного учреждения.
Создание иллюстрированных книг, сборников творческих задач, сказок, стихов, рассказов и др. ("Жалобная книга природы", "Книга мудрости", "Задачкина книга" и др.)
УСЛОВИЯ организации и проведения проекта :
- Наличие мотивация участников проекта.
- Перевод отношений воспитателя с детьми от сотрудничества к самостоятельности у дошкольников.
- Позиция педагога - позиция сотрудничества, помощи, вдохновения, внимание к личной инициативе, к росту личности ребенка.
- Позиция ребенка - активное взаимодействие со взрослыми, сверстниками; взаимоподдержка, ответственность.
- Произвольность (доведение начатого проекта до определенного результата).
- Знания воспитателем выстраиваются как системные, междисциплинарные, обобщенные в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса.
- Освоение способов ведения исследовательской работы, способов решения творческих задач, методов развития мышления и воображения.
- Представление (детям) практики освоения многообразия форм межличностных отношений и общения, создание условий для появления чувств радости от совместного сотрудничества и сотворчества.
Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста :
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности :
- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- потребности в создании собственной картины мира;
- навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :
- выявить проблему;
- самостоятельно искать нужное решение;
- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- самостоятельно анализировать полученные результаты.
Проектный метод это способ достижения дидактической цели, который включает детальную разработку проблемы, она в свою очередь, должна завершаться достижением реального, практического, результата, оформленного тем или иным образом.
Средства проектирования, как любой деятельности, можно условно разделить на материальные, духовные, технические средства, схемы, таблицы и т. д.
Методы проектирования достаточно разнообразны, поскольку их использование зависит не только от проблемы и предмета проектирования, но и от особенностей самих субъектов.
Результатом проектирования является педагогический проект.
Понятие педагогического проектирования, по свидетельству В. М. Короткова, было введено в оборот А. С. Макаренко, которому мы обязаны разработкой основ технологической логики педагогического мышления. Имелось в виду проектирование человеческой личности с учетом не только общей цели воспитания, но и способностей и склонностей конкретного воспитанника.
В образовательных программах дошкольного образования разных авторов стоят задачи ознакомления дошкольников с трудом взрослых. В современных условиях эффективной технологией формирования знаний является технология проектной деятельности. В МАДОУ детский сад № 10 г. Губаха с детьми старшей группы № 2 «Подсолнухи» был разработан и реализован проект на тему «Все профессии нужны, все профессии важны».
Технологическая карта проекта
Содержание Пояснения
Название проекта «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тип Исследовательско-творческий,
Участники Руководитель проекта – воспитатель Князева Елена Васильевна
Дети старшей групп «Аленький цветочек», родители,
Масштаб Групповой, краткосрочный
Проблема Дети дошкольного возраста мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремление к созидательной деятельности.
Цель Пробуждение интереса к профессиональной деятельности человека,
развитие познавательной активности и кругозора детей,
формирование нравственных ценностей.
Задачи - познакомить детей с различными профессиями и их особенностями;
- дать знания о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;
- активизировать внимание и память;
- развивать навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
- развивать словесно-логическое мышление и речь детей;
- развивать коммуникативную компетентность детей;
- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Стратегия и механизмы реализации 1. Этап – целеполагание – вводит в игровую (сюжетную ситуацию).
2. Этап – разработка проекта.
3. Этап – выполнение проекта.
4. Этап – подведение итогов.
Ожидаемый результат - вызвать интерес к окружающему миру,
- расширить у детей знания и представления о профессиях,
в том числе и профессиях своих родителей (место работы
родителей, значимость их труда, гордость и уважение к
труду своих родителей) ;
- обеспечить активность ребенка в процессе его
социализации;
2.2
В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. Порой они не знают место работы, название специальности, трудовые обязанности родителей. Иногда понимание ребенком специфики профессии соседствует с комичным. На вопрос «Кем работает твой папа?», можно услышать ответы: «Папа целый день играет за компьютером», (папа-программист, «Работает на работе», «Не знаю». Таким образом, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.
Цель: Пробуждение интереса к профессиональной деятельности человека; развитие познавательной активности и кругозора детей; формирование нравственных ценностей.
Задачи:- познакомить детей с различными профессиями и их особенностями;
- дать знания о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию;
1 этап
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Воспитатель читает стихи о труде
Воспитатель:
Вы догадались, ребята, о чем мы сегодня будем говорить?
Да сегодня речь пойдет о профессиях.
Что такое профессия?
Что мы знаем о профессиях наших родителей?
Какая профессия самая необходимая?
Дети:
Дело, работа, которой занимается человек.
Воспитатель:
Какие профессии вы знаете?
(Дети отвечают)
Второй этап:
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Введение детей в ход проекта было проведено через игровую ситуация с формулировкой проблемы.
Была проведена беседа: «Какая же профессия самая главная? А что бы было, если бы не было профессии врача, воспитателя?» и т. д.
Дети высказали в ходе беседы предположение: «Профессии - все нужные и важные»
Третий этап:
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
- Театрализованная деятельность : миниатюры «Мы в профессии играем: «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарник, милиционер, доктор, драматизация отрывков художественных произведений.
- Организация дидактических, словесных и настольных, игр:
Дидактические, словесные игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Писатель», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Кому что надо», «Петрушка идет трудиться», «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
Настольные игры: лото «Все профессии важны», «Профессии», «Кому нужны инструменты» «Наша улица». «Профессии», «Кем быть»;
Собери картинки кубики: строитель, пожарник, музыкант, рабочий, космонавт, врач;
- Организация сюжетно-ролевых игр: «Мы пожарные», «Военные» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Аптека», «Оптика», «Автобус», «Такси» «Железная дорога», «Регулировщик» «Почта», «Магазин», «Супермаркет», «Кафе», «Школа», «Детский сад», «Концерт».
- Изобразительная деятельность и художественное творчество:
Рисование представителей профессий: «Наши воспитатели»,«Мой Доктор»,«Разные профессии». Выставка рисунков «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Четвертый этап:
Таким образом, проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.
2.3.
Реализация проекта по теме «Все профессии нужны, все профессии важны» позволило составить рекомендации для педагога:
Для того что бы начать работу необходимо познакомиться с методикой проектной деятельности. Методика технологии представлена в следующей литературы
2. Организация проектной деятельности будет осуществляться в системе, если четко определить этапы и цель каждого этапа
Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ
Этапы реализации проекта Содержание работы Участники
Подготовительный этап Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. Педагоги ДОУ, специалисты, родители, воспитанники ДОУ.
Организационный этап
Формирующий этап Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.
Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.
Педагоги, специалисты ДОУ.
Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные, посещение выставок в экспоцентре, музее и т. д.
Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок.