юлия липская
Проектная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт.
Проектная деятельность включает в себя :
1. Задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
2. Целенаправленную детскую деятельность
3. Формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом
Публикация «Проектная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС » размещена в разделах
4. Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Существует такое понятие, как метод проекта.
Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – методов. Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:
- практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
- формирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
- интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем. Метод проекта включает в себя несколько аспектов и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду :
1. Погружение в проект;
2. Организация деятельности;
3. Осуществление деятельности;
4. Презентация.
Этапы работы над проектом :
1. Проблематизация. Проблема должна быть актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям.
2. Целеполагание. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Цель должна быть актуальна и посильна прежде всего для ребенка либо участников проекта (родители).
3. Планирование. Планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность.
4. Реализация плана. Непосредственная реализация составленного плана. В результате работы появляется некий продукт (материальный – поделки, плакаты, картины и т. д. ; действенный – спектакли, игры, экскурсии, соревнования и т. д. ; письменный – сказки, стихи, рассказы).
5. Презентация. Представление проектного продукта происходит в виде презентации.
6. Рефлексия. Этап осмысления, осознание способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений.
7. Портфолио проекта. Включает в себя: - паспорт проекта; - планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом); - промежуточные отчеты группы; - собранная информация по теме; - результаты исследования; - материалы для презентации. Проекты классифицируются : по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации
По продолжительности проекты бывают.
1. Краткосрочными (одно или несколько занятий)
2. Средней продолжительности
3. Долгосрочные (в течении года).
Терминологический словарь
Проект – это замысел, идея, образ, воплощнные в форму описания, обоснования, расчтов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации
Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.
2. Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок. Проектная деятельность в ДОУ – это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовности к инновационным методам работы, желания расти и развиваться в профессионально-личностном плане. Хороший воспитатель, разрабатывая проект, будет определять задачи обучения в соответствии с существующими линиями развития ребенка.
Задачи обучения младших дошкольников :
• пробудить интерес к будущему проекту;
• приобщать ребят к процессу познания нового;
• формировать различные представления;
• побуждать детей к совместной исследовательской деятельности. Развитие психических процессов:
• создание эмоциональной заинтересованности;
• познание новых предметов и действий с ними;
• развитие воображения и мышления;
• развитие речи. Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:
• осмысление цели;
• овладение разными способами ее достижения;
• способность предполагать результат.
В процессе работы над проектами дети младшего дошкольного возраста осознают, как важно с детских лет заботиться о своем здоровье (игровой проект «Доктор Айболит», развивают коммуникативные навыки (вернисаж «Мама, папа, я», генеалогический проект «Древо жизни», обогащают свое представление об окружающем мире и способах ориентировки в нем (творческие проекты «Мой друг», «Мир насекомых», развивают ценностно-эмоциональное отношение к произведениям искусства и художественным образам (проект «Мир живописи»).
Задачи обучения старших дошкольников :
• развивать поисковую и интеллектуальную инициативу;
• поощрять эксперименты и моделирование;
• формировать средства познавательной активности и обобщенные способы умственной деятельности;
• учить прогнозировать. Формирование азов учебной деятельности :
• стимулировать к размышлениям и созданию собственной картины мира;
• развивать навыки коммуникативного взаимодействия. Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:
• умение найти проблему;
• самостоятельно осуществить поиск решения;
• выбрать лучший способ решения и продуктивно его осуществить;
• уметь анализировать результаты.
В процессе работы над проектами дети старшего дошкольного возраста учатся самопознанию и умению верно оценить свою работу, учатся разным способам общения, развивают свою речь (индивидуальный проект «Моя любимая семья», проект «Сказки о дружбе»). Ребята учатся систематизировать накопленные знания, экспериментировать на практике и в уме, планировать свою деятельность поэтапно, логически мыслить (клуб книголюбов «Страна знаний», групповые проекты «Сказочный лес», «Занимательная математика», комплексный проект «Наши герои»). Дети приобщаются к искусству, овладевают различными видами художественного мастерства, учатся давать эстетическую оценку (ролевой игровой проект «Мир сказки», комплексный проект «Неделя книжки»).
3. Какие могут быть проекты в детском саду?
Проектная деятельность в детском саду классифицируется по доминирующему методу:
• поисково-исследовательские проекты (дети проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома, газеты или выставки);
• информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе);
• игровые проекты (дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя);
• творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог – проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры или экспедиции).
Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями. Проекты могут иметь целью получение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм. Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.
Важным критерием в способе организации проектной деятельности является возраст ребенка:
• Исполнительно-подражательный проект (дети 3,5-5 лет) – взрослый координирует и направляет, а дети выполняют задания педагога либо подражают его действиям;
• Развивающий проект (дети 5-6 лет) – педагог предлагает проект, а задача ребенка понять проблему, уточнить цель и выбрать средства для достижения результата
• Творческий проект (дети 6-7 лет) – педагог создает условия для самостоятельного творчества, «подталкивает» маленьких исследователей к определению проблемы и способу ее решения. Как выполняется проект в детском саду?
Каждый проект должен иметь четкую структуру и ясные цели, быть актуальным и социально значимым, только в этом случае проектная деятельность в ДОУ педагогов, детей и их родителей будет успешной.
Основы проектной деятельности базируются на важных принципах проектирования в детском саду :
• Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.
• Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.
• Принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.
5. Любой проект выполняется постепенно и можно выделить определенные этапы проектной деятельности :
• формулируется проблема, цели, задачи проекта и его конечный продукт. Детям нужно понять и принять проблему, вжиться в игровую ситуацию, осознать себя ее участниками, понять, что нужно сделать и как это сделать, чтобы получить результат;
• педагог помогает детям планировать деятельность, направленную на решение задачи. Детям необходимо объединиться и распределить роли;
• педагог контролирует осуществление проекта, направляет детей и в случае необходимости оказывает им практическую помощь;
• по результатам деятельности готовится презентация. Дети помогают в ее подготовке и защите, демонстрируют зрителям результат своей деятельности. Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей.
Организация проектной деятельности важна не только для подготовки малышей к школе, но и для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.