Инна Привалова
Проектирование уроков в начальной школе в соответствии с требованием ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
(Из опыта работы)
Учитель начальных классов :
Привалова Инна Валентиновна
- 2018 год –
В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС НОО, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия. Проектирование должно осуществляться с позиций его методологической основы – системно – деятельностного подхода.
Публикация «Проектирование уроков в начальной школе в соответствии с требованием ФГОС» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Варианты проектирования уроков предложены в некоторых учебно- методических комплектах и образовательных системах начального образования. Учитель вправе выбирать тот или иной подход к проектированию уроков и внеурочных занятий.
Системно-деятельностный подход предполагает технологическую цельность урока, направленную на формирование универсальных учебных действий. Системно – деятельностный подход является основой всех технологий, он включает в себя:
- технологию традиционного обучения;
- технологию развивающего обучения;
- технологию проблемного обучения;
- технология развития критического мышления;
- проектная технология;
- ИКТ технологии. (Слайд 1)
В отличие от традиционного знаниево – ориентированного подхода, ученик в деятельностном подходе становится субъектом деятельности, то есть осознаёт личный смысл выполняемой работы, чётко представляет желательный результат своей деятельности (т. е. цель, планирует, осуществляет и контролирует конкретные шаги для её достижения ( УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные). (Раздать листочки).
При проектировании урока меняется функция учителя: он перестаёт выступать в качестве источника информации, а становится организатором деятельности обучающихся: консультантом, помощником, создающим условия для формирования осознанных ЗУНов и УУД.
Сравним традиционную типологию уроков и типы современного урока (слайд 2).
Традиционные Современные
Урок введения нового знания; Урок открытия нового знания;
Урок закрепления изученного материала; Урок рефлексии;
Урок систематизации и обобщения; Урок построения системы знаний;
Урок контроля; Урок развивающего контроля;
С позиции системно-деятельностного подхода обязательным элементом урока является ситуация осмысления предстоящей работы, т е целеполагание. Доминантной в уроке является одна цель, хотя может присутствовать и составляющая воспитательная, которую определяет тема урока. В цели должен быть отражён планируемый результат, который реализуется в итоге урока, понятный и точный для обучающихся. (слайд 3)
Пример 1. Цель урока :
- «Научиться распознавать слова, отвечающие на вопросы что делает? Что делают?»
- «Открыть способ вычитания числа 7»
- «Определить признаки объектов живой и неживой природы»
- «Оценить поступки героев произведения….»
В представленных формулировках отражён главный «выяснить», «определить», «оценить» предполагают поисковую, исследовательскую деятельность детей по освоению нового знания и ведущий способ деятельности на уроке.
Задачи урока формулируются к ведущей цели урока, как конкретные действия, необходимые для её достижения. (слайд 4)