Елена Кишкорева
Подготовка детей к школе в детском саду в соответствии с ФГОС. ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Подготовка детей к школе в детском саду в соответствии с ФГОС». Направление: познавательное развитие (ФЭМП).
Подготовила : воспитатель МБДОУ «Есаульский детский сад» Кишкорева Е. А.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию доклад по теме «Подготовка детей к школе в детском саду в соответствии с ФГОС». Направление: познавательное развитие (ФЭМП).
Свой доклад я хочу начать с цитаты из Федерального государственного образовательного стандарта.
Публикация «Подготовка детей к школе в детском саду в соответствии с ФГОС, ФЭМП» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, становление сознания, развитие воображения и творческой активности (ФГОС)
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка- развитие его умственных способностей, формирование мыслительных умений, позволяющих осваивать новое.
Для решения этой важной задачи я в своей практике применяю такой дидактический материал как «Палочки Д. Кюизенера».
Что же такое палочки Кюизенера?
Это дидактический материал, который придумал математик из Бельгии учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976). Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методиками, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.
Методика позволяет решать следующие задачи:
1. Формирование понятия числовой последовательности, состава числа.
2. Осознание отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
3. Деление целого на части и измерение объекта условными мерками.
4. Освоение прямого и обратного счета.
5. Выполнение заданий на сложение, вычитание.
6. Развитие психических процессов: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
7. Развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности.
8. Развитие умения работать в коллективе.
Давайте рассмотрим сам комплект палочек.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.
В состав комплекта входят:
белая - число 1 - 25 штук,
розовая - число 2 - 20 штук,
голубая – число 3 - 16 штук,
красная – число 4 - 12 штук,
жёлтая – число 5 - 10 штук,
фиолетовая – число 6 - 9 штук,
чёрная – число 7 - 8 штук, бордовая – число 8 - 7 штук,
синяя – число 9 - 5 штук,
оранжевая – число 10 - 4 штук.
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.
• Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно- он связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство". В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.
В комплекте есть набор цифр, соответствующих цветовой гамме палочек и обозначающих число.
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Все упражнения проводятся в игровой форме. Для достижения наилучшего результата занятия с палочками рекомендуется проводить систематически.
Этапы обучения
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма (возраст 3-5 лет).
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков, где дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий (возраст 5-7 лет)
К сожалению заниматься с детьми палочками Кюизенера я начала со старшей группы. Свою работу выстроила с подбора упражнений с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. По данному пособию изготовила плоскостной вариант картонных палочек (вырезанных из цветной вкладки) и плоскостной из ДВП, наклеенных на магниты для работы на магнитной доске.
С освоением детьми материала стала использовать инструкции, пояснения, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценку. Использовала палочки в индивидуальной работе с детьми, отстающими в освоении программы.
Для поднятия интереса к игровой деятельности с палочками ребятам предлагала сделать постройку, выложив узор из определенного количества палочек, которые соответствовали определенному числу. Это вызывало живой интерес, самостоятельность в поиске решений. Словесное поощрение детей побуждало к созданию более сложных и разнообразных форм.
Я решила методом наблюдения выявить как же ребята научались работать в течении учебного года. К концу года был виден хороший результат в успехах ребят.
Игровых упражнений очень много. Я начала собирать картотеку игр, соответствующих возрастным категориям детей, в которую входят и схематические изображения, способствующие развитию наглядно-конструктивному мышлению. Готовые схемы можно найти в книге В. Новиковой и Л. Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал».
Палочки можно использовать не только в качестве методического материала при обучении математике, но и в речевом развитии ( сравнительные прилагательные: длинный – длиннее -самый длинный).
Данная методика была представлена мною педагогическому коллективу в форме мастер-класса.
Большую помощь в подборе и приобретении материала нам оказали наши родители.
Была выстроена форма работы:
- консультация о подборе развивающих игр для детей;
- индивидуальные беседы;
- подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие математических преставлений;
- разъяснительная и образовательная работа.
Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, комбинаторные и конструктивные способности.
Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру, получают положительные эмоции.
На этом доклад окончен. Благодарю за внимание.