Надежда Ахмедзянова
«Проектная деятельность в начальной школе по ФГОС». Выступление на муниципальном конкурсе «Учитель года»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление
на муниципальном конкурсе «Учитель года» в 2015 году
«Проектная деятельность в начальной школе по ФГОС»
Перед всеми участниками проекта Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит универсальные учебные действия, которые должны быть направлены на:
Публикация «„Проектная деятельность в начальной школе по ФГОС“, Выступление на муниципальном конкурсе „Учитель года“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- формирование у обучающихся основ культуры проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного и межпредметного учебного проекта;
- формирование компетенций и компетентностей в проектной деятельности;
- формирование навыков участия в проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции);
- овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной проектной деятельности;
- организацию основных направлений проектной деятельности обучающихся (прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов, а также форм организации проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений; планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе.
Именно э последние 2 года я и стараюсь обучить и развить в своих учащихся - научиться САМОСТОЯТЕЛЬНО пользоваться своим умом, САМОСТОЯТЕЛЬНО находить вопросы-задачи-проблемы и САМОСТОЯТЕЛЬНО их решать.
- уметь видеть в каждом школьном предмете возможности для предвидения, прогнозирования и САМОСТОЯТЕЛЬНОГО проектирования НОВОГО продукта.
Для этого я применяю рефлексивные умения:
осмысливать задачу, отвечать на вопросы: «Чему надо научиться для решения поставленной задачи?» «Что надо сделать… Как сделать?»
Умения и навыки работы в сотрудничестве; взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе.
Коммуникативные умения :
вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.
Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистического умения, использования средств наглядности при выступлении и т. д. – все эти умения развиваются у детей в проектной деятельности.
Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:
«Корень, источник доброты в созидании, творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности».
Одна из тенденций современного народного образования носит характер системной обработки информации, поэтому я в своей работе комплекс мероприятий объединяю в проект, соответствующий одной теме и своим задачам обучения и воспитания. Проект организовываю в рамках одного предмета, например, окружающий мир монопроект – «Родословная», также объединяю несколько предметов, например, русский язык, литературное чтение и окружающий мир «Моей семьи война коснулась», тем самым осуществляется метапредметная связь.
В своей работе я использую универсальные проекты, которые включаю в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления.
Так же применяю комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий.
К представлениям отношу:
Концерты, устные журналы, викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналогии телевизионных игр).
К изготовляемым изделиям отношу:
Тематические выставки рисунков, поделок, выпуск газет, журналов
(информационные проекты, макеты, игрушки.
Я считаю, что проект имеет несколько достоинств: высокая степень самостоятельности, высокая инициативность учащихся, познавательная мотивированность учеников, приобретение детьми навыков исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, можно сказать о целесообразности его применения в начальной школе
Умение спрашивать, умение управлять голосом (говорить чётко, выразительно, умение работать в группах. Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе.
Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуально-творческие замыслы.
Но также существуют и недостатки:
- стремление некоторых родителей выполнить всю работу за своих детей, что отрицательно сказывается на развитие интереса к самостоятельной проектной деятельности у учащихся начальных классов;
- самоустранение отдельных родителей от совместной работы с детьми по проекту, что приводит к потере интереса у ребенка к проектной деятельности и увеличения нагрузки на учителя;
- списывание или скачивание работ из интернета, что не способствует самореализации ребенка.
А какая же моя роль, как педагога в проектной деятельности. Я считаю, что абсолютно все дети очень отзывчивы на творчество. Об этом говорит мой небольшой опыт, Я целенаправленно создаю в классе свободное творческое пространство. Моя роль - быть творческим руководителем, а не руководителем – контролером. В проектной деятельности между преподавателем и ребенком выстраиваются иные, нежели на уроке отношения. Я нахожусь на равных с ребёнком, такой же исследователь и также ищу истину вместе с ребятами, ошибаюсь, удивляюсь, радуюсь находкам.
В проектной деятельности я выделяю несколько этапов
I - погружение в проект;
II - организация деятельности;
III - осуществление деятельности;
IV- презентация результатов.
Я сама не навязчиво предлагаю тему проекта, которая интересует меня. Но хочу, чтобы заинтересовались и мои ученики.
Итак, тема проекта определена. После определения темы, путем совместного обсуждения мы намечаем виды деятельности, этапы работы. Планируем и заключительный этап – защита проекта (презентация результатов). Мотивация участия усиливается творческим характером деятельности.
Ролевая игра, игра с залом, соревнование, спектакль, спортивная игра, экскурсия, урок – все это формы презентаций.
А выходами проектной деятельности являются : выставка, газета, статья, экскурсия, сценарий, сказка, доклад, презентация.
Проектная деятельность для младших школьников имеет свои особенности - чем младше ребенок, тем проще проект.
Проекты в начальной школе не должны быть сложными.
Приступая к проектированию со своими учениками я учитываю, что большинство из них еще не имеют постоянных увлечений.
Поэтому как только выбираю тему; приступаю к её выполнению немедленно, пока интерес не угас.
Выполняем работу на «одном дыхании» из-за отсутствия у них способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении.
Так как ребенок в начальных классах еще маленький, я считаю, что им должны помогать родители. Ведь они являются полноправными участниками образовательного процесса.
Я хочу вам привести примеры названий проектов, которые мы сделали с учениками. Это, конечно, не все проекты, а только часть.
И в конце моего выступления, я представляю методический паспорт проекта «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны».
ТИП ПРОЕКТА
по доминирующей деятельности учащихся :
Информационный – поисковый
по комплексности:
Межпредметный (окружающий мир, литературное чтение, развитие речи)
Проблемная ситуация
Слабые знания учащихся о Великой отечественной войне, о родственниках в годы Великой отечественной войны.
Проблема проекта
Сохранить память о наших дедах и прадедах, освободивших нашу Родину от немецких захватчиков.
Цель проекта :
Собрать информацию о родственниках-ветеранах Великой отечественной войны, об их вкладе в освобождение нашей страны от фашизма
Форма организации детей
Индивидуальная работа.
Используемые технологии
Использование ИКТ
Вопросы проекта
(2-3 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения) :
Где воевали прабабушка и прадедушка?
Какие награды имели?
режим работы (организационная форма) :
Урочно-внеурочный
Техническое оснащение :
Компьютер, проектор, фотоаппарат.
Учебно-методическое оснащение:
Документы и фотографии из семейного архива
Информационное оснащение:
Предполагаемые продукты проекта
Отчет о проделанной работе.
Вид презентации проекта :
Устный рассказ с использованием доклада и фотографий