ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА ГАЙДУК
Проект развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Гайдук Ирина Владимировна.
Вид проекта: краткосрочный.
Время реализации: с февраля 2019 года.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Введение.
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка…»
В. Сухомлинский
Актуальность проекта.
Публикация «Проект развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Понятие развивающая предметно-пространственной среда определяется, как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Развивающая предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Насыщенная предметно - развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Создавая предметно-развивающую необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
- Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
- Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Исходя из этого, в группе «Гномики», разработан проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ»
Актуальность проблемы
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям ФГОС и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.
Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Задачи проекта:
• изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
• организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
• создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
• содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.
• В соответствии с рассмотренными принципами в нашей группе была создана развивающая предметно-пространственная среда.
Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Социально - коммуникативное развитие.
Центр сюжетно – ролевой игры.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребёнком социального опыта является семья, именно там ребёнок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребёнка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Использую разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые игры.
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Салон красоты», «Больница».
Необходимо пополнить уголок одеждой для кукол, пополнить ассортимент в «Магазине», добавить парикмахерских принадлежностей, атрибуты для переодеваний.
Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребёнка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурит, и там находятся специальные фартучки и колпачки для дежурства, а так же фотографии детей.
Необходимо оформить схему последовательности сервировки столов к приёму пищи.
Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка полицейского, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки, демонстрационный материал, папки – передвижки, картотека по ОБЖ, настольно – печатные игры, макеты домов, «Автосервис».
Добавить в центр дорожные знаки, спецмашины, жезл, накидка ПДД, фуражка полицейского.
Физическое развитие.
Физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п.
Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребёнка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортинвентарь, сделанный своими руками. Кольцеброс, хоккей, массажные мячи и др. Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры.
Пополнить центр спортинвентарём, изготовленным своими руками, записать музыку для гимнастики.
Художественно – эстетическое развитие.
Театральный центр. Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, деревянный, би-ба-бо. Также в группе имеется уголок масок, которые дети с удовольствием используют в инсценировках. Театральные уголки часто пополняются атрибутами, сделанными своими руками и родителями.
Следует продолжать пополнять атрибутами и масками.
Музыкальный уголок.
В музыкальном центре имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, погремушки, ложки, иллюстрации, музыкальная колонка, магнитофон, телевизор, DVD с дисками.
Приобрести портреты композиторов, пополнить центр дидактическими играми на развитие музыкального слуха, бубен.
Центр творческой деятельности.
Для центра искусства "художник" отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, фломастеры, раскраски, кисточки разной величины, карандаши цветные и простые, картон, гуашь, бумага разной фактуры, губки разных размеров, ватные палочки, ножницы, палитры, доски для лепки, пластилин, трафареты.
Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Пополнить центр портретами художников, образцами народно – прикладного искусства.
Познавательное развитие.
Центр «Познание».
В центре имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный, наглядный и раздаточный материал.
Игры: «Учись, считать», «Цвет», «Форма». «Размер», «Числа и цифры».
Дидактические игры: «Сложи фигуру», Геометрическое лото», «Чудесный мешочек», «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Детям о времени», «Числовой ряд».
Развивающие игры: «Блоки Дьеныша» и схемы к ним, «Палочки Кюизенера» и схемы к ним, счётные палочки, «Сложи узор» и т. д.
Игры на плоскостное моделирование, кубики, пирамидки, пазлы, парные картинки, вкладыши. Рабочие тетради по математике.
Необходимо пополнить центр играми по ориентировке на плоскости, «Дроби», развивающими книгами.
Центр природы.
В центре природы имеется: календарь природы, муляжи фруктов и овощей, передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
Пополнить центр растениями, которые необходимы в группе по программе, оформить картотеку комнатных растений.
Центр экспериментирования.
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.
В центре экспериментирования имеются различные ёмкости для воды и сыпучих, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Книги о растениях и животных разных климатических зон, о живой и неживой природе.
Пополнить центр весами, микроскопом, глобусом.
Речевое развитие.
В центре речевого развития имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по ЗКР: «Мамы и малыши». «Кто как кричит», «Позови громко».
Игры по развитию речевого дыхания: «Надуй шарик», «Мыльные пузыри», «Султанчики», «Вертушка».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения: «Чудесный мешочек», «Подбери картинку», картотек артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря и грамматического строя речи: «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке».
Игры на развитие связной речи: «Расскажи сказку», «Что сначала, что потом», иллюстрации к сказкам, алгоритм для составления описательного рассказа, телефон.
Центр книги.
В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответствующая возрасту и тематике. Привлекаем внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомим с писателями и их произведениями.
Пополнить центр предметными картинками, портретами писателей и поэтов, книгами.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в группе необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в группе, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Старшая группа
• Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему
• Портреты писателей в соответствии с программой
• Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.
• Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.
• Портреты художников – иллюстраторов.
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
• Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».
• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
• Азбука букв различной фактуры.
• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
• Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму
• Игры на развитие ручной умелости.
• Картотека словесных речевых игр.
• Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.).
• Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.
• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.
• Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).
• Карта России, где отмечены флажками города.
Подготовительная к школе группа
• Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
• Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
• Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
• Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.
• Картотека словесных речевых игр.
• Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое).
• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.
• Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».
• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
• Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.
• Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.