Настя Богушева
Использование маркеров игрового пространства в создании развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Использование маркеров игрового пространства в создании развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Из опыта работы А. И. Богушевой,
воспитателя
МАДОУ «ДС № 408 г. Челябинска»
Публикация «Использование маркеров игрового пространства в создании развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Маркеры игрового пространства, ширмы для игр
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Организация развивающей предметно - пространственной среды в группе является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Многие педагоги и психологи рассматривали среду, как условие оптимального саморазвития личности. По общим наблюдениям, одно из первых условий, привлекающих детей к игровой зоне, — это атмосфера. Среда создает атмосферу, а формируют её предметы, которые находятся в пространстве вокруг детей, их цвет, форма, размер, степень их удаленности друг от друга. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Обязательными элементами игровой среды являются маркеры пространства и маркеры роли.
Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра).
Многофункциональность маркеров позволяет преобразовывать один и тот же маркер при решении разных проблем, что эффективно реализует новые современные подходы к организации образовательного пространства группы.
Помимо их развивающего значения нельзя не отметить их другое достоинство - они очень удобны в использовании и не занимают много места при хранении.
Маркеры роли – специфические предметы, обозначающие роли, которые призваны помочь ребенку перевоплотиться, принять новую позицию, почувствовать себя другим и удержать это чувство в игровом взаимодействии. Не менее важная их функция – «узнаваемость» для партнера, направляющая игровой диалог. Для детей маркер очень привлекателен : он понятен для них, позволяет быть в игре именно тем, кем он и желает быть. Все маркеры роли должны быть равноценными по своей привлекательности (костюмы животных, белый халат и шапочка, руль, фартуки, накидки, юбки, штанишки, береты и др.). Маркеры роли разнообразны и активно используются детьми младшего возраста в игровой деятельности. Это что-то вроде постоянного напоминания, кем он сейчас является, причем не только для самого ребенка, сколько для играющих рядом детей, которые видят его образ, и его действия.
Маркеры пространства – предметы, служащие для обозначения места действия.
Это всевозможные игровые домики и другие здания, сооружения и конструкции (мостики, фонари, элементы ландшафта (деревья, мебель.
Маркеры пространства бывают настольные и напольные.
Настольные игровые маркеры или мини-маркеры очень удобны. Можно играть за столом с мелкими игрушками, машинками, конструктором и т. д. Могут использоваться для игры одним ребенком или в паре. Были сделаны наиболее распространенные сюжеты игр : город, дорога, лес, дом.
Основные требование к изображениям:
• должны быть узнаваемы детьми
• отсутствие большого количества мелких деталей.
В качестве напольного маркера пространства в группе активно используются ширмы. Ширмы – важный предмет в игре. Они дают возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяют детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Съемные полотна ширмы дают возможность менять как цветовое, так и содержательное наполнение в зависимости от игровых действий ребенка.
Этот маркер удобно использовать не только как ширму для сюжетно - ролевых игр, но и как дидактическое пособие. Например, при рассмотрении времён года, в дидактических играх "Найди такой же по форме, цвету, размеру?", «Виды транспорта», «Фрукты и овощи» «Времена года». Можно использовать в совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений : «Один - много», "Сосчитай все листья " (ягоды, грибы, шишки, снежинки и т. д., "Что на дереве?" (над деревом, под деревом). Также активно используется в качестве декорации к театрализованной деятельности.
Помимо ширм, материалом для обозначения пространства могут служить чехлы на детские и взрослые стулья. Этот маркер удобен в совместной деятельности педагога с детьми. Не обошлось и без помощи родителей. Совместно мы создали маркеры «Скорая помощь», «Пожарная машина», «Корабль» и др. Маркеры могут быть взаимосвязаны между собой по сюжету.
Маркер «В гости сказка к нам пришла» (чехол на взрослый стул) помогает наполнить содержание сюжетных игр детей на основе знакомства со сказками. Наличие карманов позволяет по мере знакомства со сказками менять содержимое: декорации, героев. Можно использовать как плоскостные изображения, так и объемные (пальчиковый театр, театр «Би-ба-бо» и др). Для этого были отшиты из фетра герои сказок, которые крепятся на липучки. Две плоскости маркера позволяют менять декорации в соответствии с сюжетом сказки и участвовать в театрализации и воспитателю, и детям.
Таким образом, опробовав маркеры игрового пространства в работе с детьми, мы убедились, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности, обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности, развивают познавательную активность и обогащают сенсорный опыт детей.
«Где нет простора для проявления способности, там нет и способности».
Фейербах Л