Лариса Василенко
Проект по формированию у детей младшего дошкольного возраста семейных, духовно-нравственных ценностей «Мучной малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по формированию у детей младшего дошкольного возраста семейных, духовно-нравственных ценностей «Мучной малыш».
Авторы проекта: Сивцова А. А. – педагог – психолог; Василенко Л. Г. – воспитатель ДОУ.
Актуальность.
Семья в формировании личности ребёнка стоит на первом месте. Именно в семье малыш получает первые представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к духовным ценностям и материальным благам. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Публикация «Проект по формированию у детей младшего дошкольного возраста семейных, духовно-нравственных ценностей „Мучной малыш“» размещена в разделах
- Проекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно.» - писал А. Н. Острогорский.
В нашем детском саду «Солнышко» в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ была разработана «Программа воспитания», цель которой легла в основу создания проекта «Мучной малыш».
Анализируя результаты диагностики детей первой младшей группы, мы можем сказать, что дети младшего дошкольного возраста знают и могут объяснить понятия «семья», «члены семьи». Но с понятиями «семейные традиции» не знакомы. Проявлять заботу и уважение к членам семьи большинство детей младшего дошкольного возраста не умеют. Так, на вопрос «Кто главный в семье?», называют себя. Значимая проблема для детей: воспитание уважения к членам семьи, умение проявлять заботливость, сострадание, внимание к родным и близким; друзьям и сверстникам; к тем, кто о них заботится. А для этого необходимо создать эмоционально благополучную атмосферу, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и уважении. Но, как создать благоприятную атмосферу для их развития семейных ценностей, как заинтересовать родителей в развитии семейных традиций у детей младшего дошкольного возраста, как охватить 100% участие родителей в формировании у детей духовно-нравственных ценностей?
Нами было принято решение создать и реализовать на базе нашего детского сада «Солнышко», а именно первой младшей группы, среднесрочный проект «Мучной малыш».
Теоретическая значимость проекта заключается: в создании нетрадиционного опыта работы с семьями воспитанников через организацию и реализацию проекта «Мучной малыш», который позволил организовать постепенное приобщение детей к семейным традициям, повышение интереса родителей к ценностям семьи.
Практическая значимость проекта заключается в следующем: создание методической копилки по воспитанию у дошкольников чувства эмпатии и гуманизма, семейных ценностей и традиций. Обогащение теоретических и практических педагогических представлений родителей и педагогов по проблеме формирования и развития духовно-нравственных и семейных ценностей. Повышение интереса и активности родителей к жизни группы и детского сада в целом. Апробация и внедрение результатов проекта осуществляется путем выступления на родительских собраниях.
Новизна проекта заключается в применении синтеза народных традиций и нетрадиционных форм сотрудничества с родителями и детьми на основе инновационных технологий.
Цель: развитие семейных, духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Образовательные:
• углублять представления детей о семье, её членах;
• закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи
• раскрыть понятия «традиции семьи».
• приобщать к элементарных общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Развивающие:
• создать условия, способствующие формированию семейной принадлежности и развитию семейных ценностей;
• развивать игровую деятельность на темы из окружающей жизни.
Воспитательные:
• способствовать воспитанию любви и заботы к младшим, внимания и уважения к старшим членам семьи.
Гипотеза проекта. Предполагаем, что процесс формирования и развития духовно-нравственных и семейных ценностей будет более эффективным если:
формирование и развитие семейных ценностей будет не только в семье, но и детском саду;
в этот процесс должны быть включены все: дети, родители и педагоги;
материал, который подается детям, должен быть близким, понятным и эмоционально-значимым с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, на основе народных традиций и современных игровых практик.
сотрудничество с семьей должно быть выстроено через обмен информацией и организацию деятельности детей по плану проекта.
Ожидаемые результаты.
Проект позволит воспитывать у дошкольников ответственность, гуманизм, любовь к членам семьи; сформирует умение заботиться; будет развивать эмпатию.
Проект поможет привлечь внимание родителей воспитанников и детей к семейным ценностям и формированию традиций семьи.
Полученный опыт практической работы можно транслироваться на другие детские сады для групп младшего дошкольного возраста.
Участники проекта: Дети первой младшей группы и их родители, педагог-психолог, воспитатель первой младшей группы.
Теоретические положения проекта.
Исследователи народной педагогике К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики. Главнейшим условием семейного воспитания А. С. Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. К. Д. Ушинский говорил о том, что "воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ". Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания. В традиционной русской культуре народная (обрядовая) кукла занимает особое место. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи, в кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания, в них воспитывались такие качества как усидчивость, бережливость, любовь к ближним. Именно в игре дети воспроизводили действия взрослых и отношения между членами семьи. Поэтому проект был разработан на основе народных традиций игр с куклами «Пеленашками» и дополнен: зарубежной практикой – проекта «Мучные младенцы» (Великобритания, который был адаптирован для детей дошкольного возраста. Этот проект нас заинтересовал тем, что игра должна проходить непрерывно в течении определенного времени в учебном заведении и в семье.
Соединение двух направлений позволило дать информацию о воспитании детей в семье, научить детей младшего дошкольного возраста эмпатии, запустить диалог о семейных ценностях. Младшие дошкольники должны были заботиться, не оставлять без присмотра мучного малыша. К тому же педагоги вели за каждым ребенком дневник, в котором записывалось отношение ребенка к своему «малышу» и другим, а родители дополняли своими наблюдениями, фото и видеоотчётами.
Для развития эмоционально-нравственной сферы дошкольников мы дополнили проект «Мучной малыш» материалами по программе «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников», авторы К. А. Самолдина, Е. П. Маркова.
Механизм реализации проекта.
Для того, чтобы проект был успешен, мы определили этапы работы над ним.
1. этап - предварительный этап.
Цель: диагностическое и мониторинговое исследование.
На первом этапе был проведен мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы и подготовка материала для реализации проекта.
2. этап - организационный этап.
Цель: Структурирование полученных данных по мониторингу
На втором этапе было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с
родителями, а также определены сроки реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.
3. этап - основной этап.
Цель: создание благоприятной атмосферы в саду и дома для развития и формирования духовно-нравственных и семейных ценностей.
Третий этап- это непосредственная реализация проекта, в рамках которого велась работа по сотрудничеству с родителями, детьми и воспитателями:
проведение бесед с родителями и педагогами;
консультации по теме проекта;
игровая деятельность с детьми.
Предварительная работа: знакомство детей с устным народным творчеством (потешки, пестушки, колыбельные песни, пальчиковые игры, русские народные сказки).
4. этап - заключительный этап.
Цель: Подведение итогов проекта
На данном этапе проводился анализ результатов проектной
деятельности; изготавливался видеоролика проекта. Представление опыта работы на родительском собрании «Семейные ценности и традиции» и среди коллег.
Формы и методы работы.
С детьми: непосредственно образовательная деятельность; беседы; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение художественной литературы, слушание песен народных.
С родителями: анкетирование; беседы и консультации; видеоконференция, родительское собрание.
С педагогами: семинары-практикумы, круглые столы, обобщение опыта работы, участие в конкурсах, мастер-классы.
Вывод: Данный проект в игровой форме запустил процесс воспитания у дошкольников ответственности, гуманизма, умения заботиться о ближнем.
В проект вовлечены все дети группы и их родители.
Полученные результаты:
1. Дети стали проявлять заботу друг к другу, к игрушкам (заботились не только о своем «ребенке», но и о «малыше», чей «родитель» не присутствовал в детском саду); к членам семьи. Обогатилась эмоциональная сфера детей (стали сопереживать, понимать и поддерживать друг друга и взрослых). Познакомились с обязанностями мамы и папы в семье, научились ценить заботу и труд родителей. Поняли, что у детей в семье тоже должны быть обязанности.
2. Обогатился игровой опыт дошкольников. Отдельные действия с куклой «Мучной малыш» объединились в несколько игровых действий, и в единую сюжетную линию – сюжетно-ролевую игру «Семья». У детей сформировалось умение выбирать и исполнять роли: «родителей», «врачей», «продавца», «воспитателей», за себя и за игрушку – своего «малыша».
3. Дети научились договариваться и объединятся по интересам в совместной игре.
4. Активное участие в проекте приняли родители. Работа по формированию семейных традиций и ценностей заинтересовала их, это видно по отзывам. А на родительском собрании «Семейные ценности и традиции» родители воспитанников поделились своим опытом по данной теме.