Светлана Шевалдова
Проблемы реализации гендерного подхода в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Стратегии обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в современном ДОУ, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, это связано с увеличением количества неполных семей, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Педагоги дифференцируют мужские и женские качества в соответствии с традиционными гендерными установками. Спектр качеств и умений, которые, по мнению педагогов, необходимо воспитывать у детей разного пола существенно различается. Важными для девочек называются такие качества, как доброта, женственность, мягкость, качества, необходимые в общении с другими людьми, а для мальчиков – твердость, целеустремленность, выносливость. Так, для мальчиков устанавливаются более жесткие рамки в отношении прически и поведения, а для девочек – в отношении аккуратности, опрятности внешнего вида. Мальчиков наказывают чаще девочек и на более длительное время. У девочек осуждают проявление агрессивности, драчливости.
Публикация «Проблемы реализации гендерного подхода в современном ДОУ» размещена в разделах
Таким образом, гендерные представления педагогов основываются на традиционных требованиях к представителям разного пола. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики являются результатом педагогического влияния воспитателей. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, при ответе на вопрос девочки стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков, не редко, развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в поло-ролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — сильных девочек отталкивают девочки и мальчики не принимают, т. к. такие девочки порицаются педагогом.