ирина ганенко
Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема преемственности дошкольного образования и начального обучения является актуальной для всей системы образования. В научной литературе, посвящённой данной теме, преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка.
Публикация «Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы, Пути их решения» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию практически каждый ребёнок переживает и волнуется Он входит в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели, дети много надежд и ожиданий связывают со словом "школа". Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы переход детей в школу был не таким болезненным, а более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям. Ведь жизнь в школе отличается от жизни дошкольников. Школьный режим, общие правила, оценки - это совсем не похоже на то, как раньше "учился" ребёнок. Поэтому учителя должны более внимательно знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, и со школьной жизнью дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Подготовка к школе - это процесс, требующий пристального внимания и длительного времени. Это одна из функций, которую выполняет детский сад. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Проблема в том, что чаще всего подготовка к школе рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, а наличием или отсутствием определённых знаний по учебным предметам. Однако психологи и педагоги утверждают, что наличие знаний само по себе не является показателем успешности обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.
Поэтому, целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью:
• любознательности,
• инициативности.
• самостоятельности,
• творческого воображения, произвольности.
Именно эти направления деятельности дошкольного образовательного учреждения должны стать ведущими. А школа, в свою очередь, должна подхватить достижения дошкольников и развивать накопленный ими потенциал.
На мой взгляд, преемственность между детским садом и школой должна строиться на единых подходах к ребёнку, к общению с ним как с личностью. К сожалению, в школе этому не уделяется особого внимания. Там идёт «борьба» за знания, умения и навыки детей, а душевное равновесие ребёнка, его комфортность в новых условиях отходит на второй план. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребё нка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
Наблюдения показывают, что одна из главных причин трудностей адаптации ребёнка в школе и соответственно преемственности между детским садом и школой, состоит в резкой смене стиля общения педагога с учениками, завышенными требованиями к младшим школьникам. Авторитаризм, негативная оценка подавляет инициативу детей, рождают неуверенность в себе. А превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самим детям - это серьёзная опасность. Ведь знания и умения усвоенные без желания и интереса, обычно не становятся активным достоянием ребёнка. Первоклассники теряют интерес к обучению, становятся тревожными, что отрицательно сказывается на их психике.
Поэтому необходимо максимально использовать в начальной школе, особенно в первый год обучения, игровые приёмы, создавать эмоционально значимые ситуации.
Ещё одной серьёзной проблемой, на мой взгляд, является то, что нет преемственности в содержании дошкольных и образовательных программ. Программа начальной школы должна базироваться на образовательной программе ДОУ. Но, к сожалению, на практике происходит все наоборот: идея преемственности программ и технологий нередко сводится к переносу их из начальной школы в ДОУ. Программа детского сада преследует одну цель - воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Если в детском саду спонтанность поведения ребёнка приветствуется, как проявление его творческой активности, самостоятельности, любознательности ребёнок привыкает, что его хвалят за сам рисунок, а не за качество его исполнения, то в начальной школе приветствуется, прежде всего, произвольное поведение, основанное на прилежном выполнении заданных учебных ролей. Здесь оценивается уже не сам факт создания ребёнком рисунка, а его качество в соответствии с требованиями педагога. Сложившаяся ситуация во многом является результатом недооценки самоценности дошкольного возраста, его значения в развитии ребенка.
Думаю, что так возникают проблемы преемственности программ и адаптации к школе.
Одним из важнейших условий практической реализации преемственности ДОУ и школы является установление делового контакта между воспитателями и учителями 1 классов школы, что осуществляется в различных аспектах:
Методический аспект – взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и 1 классах школы.
Информационно-просветительский аспект – взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы.
Практический аспект – предварительное знакомство учителя с будущими учениками, и общение бывших воспитанников с воспитателем во время их обучениия в 1 классе школы.
Конкретными формами реализации данного содержания является непрерывное взаимодействие воспитателей и учителей и систематические посещения ими друг друга. В течение года приглашаем будущего учителя на родительские собрания, открытые мероприятия и занятия. Из своего опыта могу сказать, что очень эффективно и безболезненно дети адаптируются к школе, когда они знакомятся со школой и учителем постепенно. В течение учебного года учитель знакомится с будущими учениками. Он наблюдает за детьми и общается с ними в свободной самостоятельной деятельности, во время организованных занятий, досуговой деятельности. Таким образом, учитель знакомится с будущими учениками не по тестированию, а из личных наблюдений. У родителей тоже есть возможность узнать учителя лучше и избавиться от страха перед школой. Свои отношения с родителями мы строим по принципу сотрудничества. Эта работа ведётся по определённому плану, который включает периодические индивидуальные и групповые встречи, консультации, детско - родительские праздники, обучающие семинары и лекции. Такое психолого - педагогическое просвещение восполняет родителям " информационный голод" по актуальным проблемам развития и воспитания детей, преемственности дошкольного и школьного образования. Поэтому 1 сентября дети и их родители идут в школу счастливые и довольные.
В результате тесного сотрудничества между нашим учреждением и школой, установилась преемственность, и повысилось качество подготовки детей к школе. Учебная деятельность шестилеток стала содержательней, благодаря открытым доверительным и взаимообогащающим отношениям педагогов.
Организовав правильную работу по преемственности, мы сможем сделать для детей этот путь интереснее, а главное более благоприятным, что в дальнейшем будет положительно влиять на характер адаптации детей в школе.