Ольга Панофенова
Проблемы нравственного воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Размышляя на тему: «Проблемы нравственного воспитания в детском саду», часто посещают мысли.
Почему же наши дети растут черствыми, бездушными?
Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване- царевиче, Василисе Прекрасной, Морозко, почти не интересны нашим детям?
Почему им интересны, мало понятные для нас, Винкс, Покимоны, Бакуганы, Человек-паук, и прочая продукция американских, китайских авторов?
Публикация «Проблемы нравственного воспитания в детском саду» размещена в разделах
Мальчики, практически, не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, различные трансформеры и пр.
На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям
Содержание нравственной личности.
Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств.
Это содержание, в частности, включает в себя:
• отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
• отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда);
• отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);
• отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу);
• отношение к себе (честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, принципиальность, нетерпимость к нарушениям общественного порядка).
Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный процесс:
Первый - доморальный уровень.
Нормы морали для ребенка - нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, и из чисто своих эгоистических соображений.
Второй уровень-
Ребенок уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.
Третий уровень -
Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т. е. внутренними.
Проблема нравственного воспитания в современном обществе.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Не секрет, что многие родители главными качествами для своего малыша считают умение постоять за себя, занять свое место под солнцем, получить выгоду.
Нужно ли объяснить ребенку, что драться нельзя? Нравственное воспитание детей учит, что надо.
Но часто родители драчливых детей всё списывают на характер ребенка и не пытаются что-либо делать в отношениях к своему драчуну и другим не дают.
Зачастую настраивают ребенка на себялюбие. В садике говорят «Не жадничай, дай Оле вторую куклу, поиграйте вместе». А дома: «Не давай никому свои игрушки, не дай бог поломают; «На тебе конфетку, съешь потом, чтоб никто не видел» ….
Публично они, конечно, делают вид, что примут меры, но, на самом деле, ни каких мер принимать не собираются, а в тайне гордятся сорванцом. «Такой в жизни не пропадет, будет лидером», думают они.
А вот и не факт. Уметь защитить себя, девочку, это одно, а задираться к товарищам по игре, бить слабых – это совсем другое. А если драчуна пару раз поставит на место более крепкий товарищ, он и вовсе только и будет цепляться к детям, которые слабее его и беспомощнее.
Проблему нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи.
Причины
1. Безграмотность родителей.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
2. Девальвация (обесценивание) семейных ценностей.
-Разрушены нравственные представления о браке и семье:
*Почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной
верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно
увеличиваться число разводов);
- Повреждены устои семьи:
*традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
- Утрачено традиционное восприятие родительства и детства :
*супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
- Деформация коснулась семейного воспитания :
*не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
- Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства :
* чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии
физического и психического здоровья, эмоционально- волевого развития и поведения.
*нарушены процессы формирования нравственной сферы : у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
*у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство
ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
2. Так же среди основных проблем духовно-нравственного воспитания детей выступает недостаточное кадровое обеспечение.
Ставки психологов, педагогов дополнительного образования сокращены, в детском саду их просто нет. Выход из этой ситуации только один – расположить к себе ребенка самостоятельно без помощи психологов, сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему.
3. Немаловажной проблемой в духовно-нравственном воспитании является проблема политическая. Государство, призванное выполнять важную функцию в нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры.
4. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
* в СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации.
* массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти "свободной любви", половой распущенности, всевозможных извращений.
И наконец, среди основных проблем можно выделить отсутствие системы общественного духовно-нравственного воспитания для разных уровней системы образования. Эта проблема современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Выход из сложившейся кризисной ситуации один, содействовать посредством:
1. Восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства.
2. Возрождения отечественной культурно-исторической традиции.